18.11.2020
Конспект
занятия по патриотическому воспитанию детского сада "Люблю березку
русскую"
Цели: Формировать у детей культуру общения с
природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о
взаимосвязи человека и природы.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни растений.
Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с берёзой.
Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности изображения
березы.
Развивающие:
Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний
о роли деревьев в жизни человека.
Расширить и активизировать словарь.
Развивать воображение, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и
ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Привить любовь к родному краю,
стране.
Оборудование и материалы: Диск с записями русских народных песен и звуков
природы; репродукции русских художников, стихи русских поэтов; поделки из
бересты; березовый, веточки; краски, бумага для рисования, кисточки, вода в
непроливайках, платочки, композиция из берез.
Предварительная работа: Рассматривание берёзы во время прогулки.
Наблюдение за набуханием почек и распусканием листочков у ветки берёзы,
поставленной в вазу с водой.
Чтение стихов о березе разных авторов.
Ход мероприятия
Дети сидят на коврике, в удобном положении.
Воспитатель читает стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, что такое Родина?
(Ответы детей)
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место где родился человек. А вы
знаете, как называется наша Родина?
(Ответы детей)
- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что
представляют? (Ответы детей)
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине?
(Ответы детей)
- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы детей)
- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей матрешек.
Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую
березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ни в одной саране мира нет столько берез, как у нас. Со
времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую
красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для
растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых
каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере
растут карликовые, рос том с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем
необычна кора березы? (Ответы детей)
- Березу за ее кору называют- белоствольной. Белую кору называют берестой.
Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий
человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они
называются, чечевички, через них береза дышит.
С давних времён люди использовали бересту. Её сушили в тени, разглаживали под
прессом и изготавливали из неё кружки, короба. Когда ещё не было бумаги, на
бересте писали.
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. Давайте подойдем к
столам и рассмотрим бересту и изделия из бересты.
Дети рассматривают бересту и изделия из бересты.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в гости к нашей берёзе.
(Представлена экспозиция нескольких берёз)
Физминутка.
Хоровод «Во поле березка стояла» с платочками.
(Дети становятся вокруг березки, водят хоровод и поют песню «Во поле березка
стояла» под запись с диска. В руках у детей платочки, на проигрыше кружатся на
месте.
Воспитатель: Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Поэты
посвящают ей стихи.
Поэтесса Е. Трутнева так описывает берёзу осенью:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
С.Есенин зимой:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
С.Есенин о берёзе весной и летом:
Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
- Скажите, пожалуйста, ребята, а какие стихи про березу знаете вы?
Дети рассказывают стихи о березе.
- Молодцы, ребята, но береза не только очень красивое дерево. Еще в древности -
люди отметили многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с
почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки,
этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А
распаренный веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми
листьями в старину красили яйца на Пасху . Весной когда деревья «просыпаются» и
начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для
укрепления здоровья. Березовые дрова в деревне, где есть печки - зимой
незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди
любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и
энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося
вред.
На земле мы живем с тобой,
Нет прекраснее земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
- Ребята, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И
эту красоту в своих картинах изобразили русские художники. Давайте полюбуемся
красотой русской природы.
Дети с воспитателем рассматривают репродукции русских художников
- А теперь я предлагаю вам представить, что мы художники и нарисовать березу.
Показ приёмов рисования берёзки, показ образца нарисованной берёзки. Дети под
звучание мелодии приступают к рисованию. Индивидуальная помощь затрудняющимся
детям. По окончанию рисования, дети рассматривают свои рисунки.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сделать в группе берёзовую аллею. Вы
согласны?(Ответы детей). Дети берут рисунки и выстраиваются в шеренгу перед
гостями.
- Молодцы! Вот какая замечательная аллея получилась у нас в группе!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2021
Дата обновления: 17.02.2022
Дата публикации: 18.11.2020