Доклад ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУКИНГ» И ЕЕ ПРИМЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИОЙ ПРАКТИКЕ
13.01.2021
ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУКИНГ» И ЕЕ ПРИМЕНИЕ
В ПЕДАГОГИЧЕСКИОЙ ПРАКТИКЕ
Дмитренко Т.С. преподаватель
ГБПОУ РО «Зимовниковский педагогический колледж»
Ростовская область
Главная особенность организации
образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной
деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности
детей дошкольного возраста. 
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной
деятельности в детском саду трансформируется в интересную для детей, специально организованную воспитателем специфическую детскую
деятельность, подразумевающую их активность, деловое взаимодействие и общение,
накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование
определенных знаний, умений и навыков. 
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в
области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей
дошкольников, на основе использования одного из видов практической
деятельности, является технология лэпбукинг.
 «Лэпбук»
- это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками,
дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный
материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в
том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой
форме по какой-то определенной теме, которые
ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. 
 «Лэпбукинг» - американская технология. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем
из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении
своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так,
именно потому, что весь Лэпбук умещается 
на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap
–колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и
систематизации.Особая прелесть методики в
том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию.
Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно.
А под наш менталитет адаптировала её
уже Татьяна Пироженко  - автор
познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это
интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим
ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Лэпбук – разновидность метода
проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 
1) целеполагание (выбор темы);
2) разработка лэпбука (составление
плана);
3) выполнение (практическая часть);
4) подведение итогов.
Лэпбук – средство для реализации
деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают
знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной
исследовательской – познавательной деятельности.
Зачем
воспитателю использовать Лэпбук в работе?
1.          
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой
теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным
каждому ребенку (особенно если ваш ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая
форма обучения тоже понравится.
2.          
Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить
изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто
открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За
счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
3.          
Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете
ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и
организовывать информацию.
4.          
Лэпбук способствует оформлению результатов совместной
проектной деятельности
5.          
Лэпбук хорошо подойдет для занятий:
-     
в группах, где одновременно обучаются дети разных
возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой
ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с
карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие
умение писать и т. д.)
-     
в
группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются
специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.[2]
Рекомендуемый
возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше, т.е. для старшей и
подготовительной группы. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно
придумывать и делать свои собственные лэпбуки.[1]
В результате данной культурной
практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую
деятельность;
- договариваться со 
сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать
её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на
возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь
на свои знания и умения;
- используя  устную  речь,
выражать свои мысли и желания.
Преимущества
использования Лэпбуков:
-     
ребенок 
самостоятельно собирает нужную информацию
-     
структурирует
большой объем данных
-     
Побуждает
интерес у детей к познавательному развитию
-     
Может
разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
-     
Развивает
креативность и творческое мышление
-     
простой
способ запоминания
-     
Объединяет
людей для увлекательного и полезного занятия
Эффективно использовать Лэпбук
можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой,
индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
   Из чего состоит
лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки,
книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме
Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной
информации.
    Существуют разновидности
тематических папок в зависимости от назначения:
-      учебные, 
-      игровые, 
-      праздничные, 
-      автобиографические(папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:
путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге).
Так же
отличают в зависимости от формы:
-     
стандартная
книжка с двумя разворотами,
-     
папка
с 3-5 разворотами, 
-     
книжка-гармошка,
-     
фигурная
папка.
Организация материала:
-     
стандартные кармашки;
-     
обычные и фигурные конверты;
-     
кармашки-гармошки;
-     
кармашки-книжки;
-     
окошки и дверцы;
-     
вращающиеся детали;
-     
высовывающиеся детали;
-     
карточки;
-     
пазлы;
-     
чистые листы для заметок и т.д.[3]
С чего начать? тема -
 план -  макет -  оформление
        Тема
должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту),
оригинальна.
Темы могут быть как широкие («Правила
дорожного движения», «Времена года»), так и узкие («Светофорчик», «Зима»).
После избрания темы, пишется план и разрабатывается
эскиз. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.
Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть
тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. [2]
(Видео)
Так нами был создан проект лэпбука посвященный году
театра на тему «Детям о театре», данный проект предназначен для детей
старшего возраста.
Цель, проекта
- знакомство с театром и воспитание интереса к нему.
Задачи:
-познакомить
детей с театром;
-познакомить детей с театральными профессиями;
-приобщать детей к театральной культуре.
Были оформлены
кармашки-балкончики, в которых находятся конверты с картинками определенных
профессий театра, задание заключалось в систематизации информации в
соответствии с атрибутами профессий, и кармашки с загадками и театральными
секретами. Центральная часть лэпбука изготовлена в виде театральной сцены для
проигрывания постановок.
В ходе
реализации проекта, обучающиеся 2 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование, изготовили театральных кукол для пальчикового театра и тетра
бибабо из фетра. Использование технологии лэпбукинг будет способствовать
овладению профессиональными компетенциями, обучающимися по специальностям 44.02.01
Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Они смогут
проводить разнообразные игры с детьми и организовывать различные продуктивные
виды деятельности.
      Таким образом, ЛЭПБУК – это собирательный образ
плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у
воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить
и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и
формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения
поставленной проблемы. 
При создании лэпбука в проектной деятельности дети учатся добывать
информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний
активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание,
память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной
теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры,
обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом
случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она
действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего
дидактического и игрового пособия.
Подводя итог
можно выделить следующее преимущество использования лепбука.
Лэпбук
помогает:
-     
структурировать сложную информацию;
-     
развивать познавательный интерес и творческое мышление;
-     
разнообразить даже самую скучную тему;
-     
научить простому способу запоминания;
-     
объединить всю семью (группу детей в детском саду) для
увлекательного и полезного занятия.
Литература:
1. 
Невесенко В. «Лэпбук как новый способ систематизации знаний», https://www.uchportal.ru/fgos/lapbook-kak-novyj-sposob-sistematizacii-znanij-8781,
(дата обращения 15.04.2019г.)
2.  Пуляевская А. «Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение»,
https://nitforyou.com/lepbuk/, (дата обращения 15.04.2019г.)
3. 
Свиридова И. ««Лэпбук» как современное
средство обучения дошкольного возраста»,  https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/ljepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obuchenija-doshkolnogo-vozrasta, (дата обращения 15.04.2019г.)
    Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.03.2021
Дата обновления: 17.02.2022
Дата публикации: 13.01.2021
