Консультация для
родителей «Экология в жизни ребенка»
Именно на этапе
дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если
взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой
–понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним.
Влияние природы на
ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и
загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота
окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и
живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного
отношения к природе (нравственное отношение);
-формирование системы
экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических
чувств (умения увидеть красоту природы,
восхититься ею, желания
сохранить ее);
- участие детей в
посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и
защите природы) .
Экологическое воспитание
дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание,
ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать
гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление
защитить и сберечь природу и т. д. Очень важно показать детям, что по отношению
к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей
покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь
замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им
соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей
противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о
том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе
объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание
сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием
системы доступных знаний, которая включает:
- представления о
растениях и животных, как уникальных и неповторимых
живых существах, об их
потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи
между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и
животных к условиям существования;
- осознание того, что
все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все друг
другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает
цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и
все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний
недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе
–необходимо включать их в посильную для их
возраста практическую деятельность
–создать условия для
полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание
положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы,
удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший
щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное
отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей
осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот
почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий
экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь
постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней
отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить
наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого
удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не
определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить
детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории,
надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще
недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.
Задача родителей – подвести
детей к пониманию то го, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе
за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Запомните правила!
-Находясь в природе,
нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений,
выращенные человеком.
-Собирать лекарственные
растения можно только в тех местах, где их много.
-Охранять надо не только
редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
-Нельзя подходить близко
к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если
случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы
родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть
собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и
беспомощных зверей.
- Не лови и не уноси
домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся
взрослые животные.
- Не забывайте о том,
что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы
помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Стихи об экологии
Чтобы цветы в лесу
цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика
–
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и
речки,
Это все для нас навечно!
О загрязнении
Есть в природе
равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в
атмосфере
И не делали нам дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты,
ловкость:
Точно в урну попадай!
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе
–
Нам еще здесь жить как
вроде!
Все-все
На свете, на свете
нужны!
И мошки не меньше нужны,
чем слоны.
Нельзя обойтись без
чудовищ нелепых,
И даже без хищников,
злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужно все подряд
–
Кто делает мед, и кто
делает яд.
Плохие дела у кошки без
мышки,
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем
- то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг
другу нужны!
Экология земли
Посмотрите с чувством
люди
Что с планетой нашей
будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
Сколько гари, сколько
дыма
Просто невообразимо
Печи, фабрики, заводы
Катера и теплоходы
Выдыхают серый газ
Посчитайте, сколько в
час?
Экология в упадке
Слой озонный слишком
шаткий
Ну, когда же мы поймем?
Это дом, мы в нем живем
Землю мы считаем
Сами же и отравляем
Мусора завалы, груды
Впрочем, урны есть
повсюду
На лицо, накинув тень
В урну бросить мусор
лень
«лучше использованный
товар
Бросить здесь на тротуар
В парках, скверах, и
аллеях
Кучи мусора белеют
И признаться, стыдно даже
Словно свалка наши пляжи
В космос сорок лет
летаем
И его мы засоряем
Ну, когда придет
сознанье
В уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век
Будь умнее ЧЕЛОВЕК!