Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №12
        Проект 
«Мы - юные железнодорожники»
   Автор:
Григорьева Ольга Вячеславовна
         г. Кушва
Проект «Профессия –
железнодорожник».
Тип проекта:
познавательно-информационный.
Участники проекта:
дети старшей группы, родители детей старшей группы, воспитатель – Григорьева
О.В., музыкальный руководитель – Минина Л.С., инструктор по физической культуре
– Белянчикова Е.В.
Срок реализации проекта:
средняя продолжительность (с 18.02.2020 – 29.03.2020г.г.)
Актуальность проекта:
Профориентация – это процесс
ознакомления с различными профессиями взрослых и оказание помощи детям в выборе
будущей профессии в соответствии с имеющимися у них склонностями и
способностями. Чем раньше мы познакомим детей с профессиями их родителей –
железнодорожников, тем больше дети будут знать о них и может быть определяться
в выборе будущей профессии.
Деятельность ребенка в детском саду
обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи. Те ценности, которые
придерживается семья, усваивает и ребенок. Дети находят в жизни родителей
образцы, вызывающие восхищение и желание подражать им.
Обеспечение безопасности движения
становится все более важной задачей, и особое значение приобретает
заблаговременная подготовка детей. Вовремя получения знаний детьми об опасных
ситуациях уберегут наших детей от несчастных случаев.
Цель:
ознакомление детей с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном
обществе. Воспитание интереса к профессии железнодорожника.
Задачи:
1.    Обогатить
знания детей о людях разных профессий, работающих на железной дороге;
2.    Обобщать
знания детей о профессиях железнодорожников, как об очень нужной и интересной
профессии;
3.    Воспитывать
уважительное отношение к людям этой профессии; 
4.    Формировать
навыки безопасного поведения на железной дороге.
Этапы реализации проекта:
I
этап – подготовительный:
Обсуждение цели, задач с детьми и
родителями;
Создание необходимых условий для реализации
проекта;
Перспективное планирование проекта;
Разработка и накопление
методических материалов по проблеме.
II
этап – основной (практический):
 
  | Сроки
   | Мероприятия
   | Цели
   | 
 
  | 1
  неделя (с 18.02 по 22.02) | - Оформление стенда
  для родителей «Профориентация детей дошкольном образовании». (приложение 1) - презентация для
  детей «История железной дороги» (текст к слайдам приложение 2) - Подбор иллюстраций и
  стихов для альбома «Профессия – железнодорожник». Оформление альбома. - Чтение художественной
  литературы. К.И. Чуковский «Багаж». | Дать
  представление родителям о важности знакомства с различными профессиями в
  дошкольном возрасте, о значение семьи познавательном развитии ребёнка.
  Расширять представления детей о создание железной дороги, вызывать интерес к
  историческим событиям в нашей стране.  Дать знания о разнообразных профессиях на
  железной дороге. Знакомить детей с произведениями российских писателей,
  формировать умение понимать смысл прочитанного. | 
 
  | 2
  неделя (с 25.02 по 01.03) | НОД
  «Профессии железнодорожников» (приложение 3) Словарная
  игра «Доскажи словечко. Профессии» (приложении 4) Разучивание
  стихотворения «Железная дорога – моя лучшая игра» (приложение 5) Настольные
  пазлы «Железнодорожные профессии» Отгадывание
  загадок о железной дороге, железнодорожных профессиях (приложение 6) | Углубить,
  расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного
  транспорта. Развивать у детей логическое мышление, внимание, долговременную
  память. Формировать умение выразительно, естественными интонациями, читать
  стихи. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение самостоятельно решать
  поставленную задачу. | 
 
  | 3
  неделя (с 04.03 по 07.03) | Оформление
  стенда « мы гордимся вами, вашими делами» Познавательная
  викторина для детей и родителей «Мы – будущие железнодорожники» (приложение7) Чтение
  художественной литературы. А. Кузьмин «Мы играем в паровоз», Г. Цыферов «Едет
  поезд» (приложение 8) НОД.
  Аппликация «Веселый паровоз» (приложение 9) Просмотр
  мультфильма «Паровозик из Ромашково». | Расширять
  и уточнять представления детей о важности и значимости труда родителей -
  железнодорожников. Расширять осведомленность детей от сферы человеческой
  деятельности на железнодорожном транспорте, формировать познавательную
  активность. Продолжать пополнять литературный багаж детей стихотворениями.
  Развивать у детей логическое мышление, внимание и долговременную память.
  Продолжать развивать интерес к отечественной мультипликации. Формировать
  умение создавать сюжетные изображения по представлению, развивать чувство
  композиции. | 
 
  | 4
  неделя (с 11.03 по    15.03) | НОД
  «Правила безопасного поведения на железной дороге» (приложение 10) Дидактическая
  игра «Что лишнее?» Оформление
  выставки рисунков «Безопасный поезд» Изготовление
  буклета для родителей «Безопасное поведение детей на железной дороге»
  (приложение 11)  | Закрепить
  знания детей о правилах безопасного поведения на железной дороге. Развивать
  умение выделять характерные, существенные признаки предметов. Подвести детей
  к осознанию необходимости соблюдать правила безопасности на железной дороге.
  Привлечь родителей к закреплению правил безопасного поведения ребёнка на
  железной дороги. | 
 
  | 5
  неделя (18.03 по 22.03) | Развлекательно-познавательное
  мероприятие «Путешествие по железной дороге» (приложение 12) Пение
  Е.И. Куликов «Котенок и Паровоз»; муз. В. Юровского, сл. Г. Сапгира, Г.
  Цыферова «Паровозик из Ромашково», сл. Тимофеевского, муз. В. Шаинского
  «Голубой вагон». Чтение
  художественной литературы. Авторские сказки Н. Колмыковой «О безопасности на
  железной дороге» (приложение 13) Рассматривание
  альбома «Профессия – железнодорожник». НОД.
  Конструирование из мелкого строительного материала «Железная дорога»
  (приложение 14) | Расширять
  и уточнять представления о железной дороге, правилах поведения можно на
  железнодорожном транспорте. Развивать творческие способности детей. Побуждать
  рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
  Расширять представления профессия железнодорожников, об их значение для жизни
  ребёнка, его семьи, общества в целом. Продолжать развивать умение понимать
  поставленную задачу (что делать) и способы ее достижения (Как сделать).
  формировать умение анализировать выполненные постройки. | 
 
  | 6
  неделя (25.03 по 29.03) | Игровое
  упражнение «Кому что надо?» (приложение15) С/р
  игра «Железная дорога» (приложение 16) Просмотр
  мультфильмов «Крокодил Гена», «Каникулы в Простоквашино» Чтение
  художественной литературы А. Лукьянова «Братцы вагончики и скорый поезд», Н.
  Забила «Путями – дорогами», Г. Шалаева «Как вести себя в поезде», Б. Житков
  «Что я видел», Н. Костарев «Вокзал». Спортивно-познавательный
  праздник «Мы – будущие железнодорожники» (приложение 17) | Формировать
  умение выделять характерные особенности предметов, нужных для определенных
  профессий. Расширять и закреплять представления о личностных и деловых
  качеств работников железнодорожного транспорта. Продолжать развивать интерес
  к отечественной мультипликации. Продолжать знакомить детей с произведениями
  детских писателей, развивать интерес к художественной литературе. Закрепить
  представления детей о железной дороге, профессиях, связанных с
  железнодорожным транспортом, правила безопасного поведения на железной
  дороге. | 
 III
этап – заключительный:
Подведение итогов, оформление
проекта, презентация проекта.
Результаты проекта:
·       Расширился
кругозор детей по профессии железнодорожников (разнообразие профессий на
железной дороге, значимость этих профессий для общества, имеют представление,
какую пользу приносит работа их родителей);
·       развивающая
среда пополнилась: Художественной литературой, фотоальбом, иллюстрациями,
макетами и атрибутами для с\игры, мульт-коллекцией, картотека словарных игр и
упражнений по теме, альбомом с рисунками по безопасному поведению на железной
дороге, картотекой загадок по теме. 
·       У
детей формируются любознательность, творческие способности, познавательная
активность, коммуникативные навыки, навыки безопасного поведения на железной
дороге.
Список литературы:
1.   
Алешина Н.В. Ознакомление
дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и
подготовительная группы.  – М: Элизе
Трэйдинг, ЦГЛ;
2.   
Кондрашов В.П. Введение
дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/В.П.
Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
3.   
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с
детьми 4-7 лет/ Т.В. Потапова – М.: ТЦ Сфера, 2008;
4.   
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они?
/ Т.А. Шорыгина. , Издательство ГНОМ и Д, 2011.