Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №12
Проект
«Мы - юные железнодорожники»
Автор:
Григорьева Ольга Вячеславовна
г. Кушва
Проект «Профессия –
железнодорожник».
Тип проекта:
познавательно-информационный.
Участники проекта:
дети старшей группы, родители детей старшей группы, воспитатель – Григорьева
О.В., музыкальный руководитель – Минина Л.С., инструктор по физической культуре
– Белянчикова Е.В.
Срок реализации проекта:
средняя продолжительность (с 18.02.2020 – 29.03.2020г.г.)
Актуальность проекта:
Профориентация – это процесс
ознакомления с различными профессиями взрослых и оказание помощи детям в выборе
будущей профессии в соответствии с имеющимися у них склонностями и
способностями. Чем раньше мы познакомим детей с профессиями их родителей –
железнодорожников, тем больше дети будут знать о них и может быть определяться
в выборе будущей профессии.
Деятельность ребенка в детском саду
обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи. Те ценности, которые
придерживается семья, усваивает и ребенок. Дети находят в жизни родителей
образцы, вызывающие восхищение и желание подражать им.
Обеспечение безопасности движения
становится все более важной задачей, и особое значение приобретает
заблаговременная подготовка детей. Вовремя получения знаний детьми об опасных
ситуациях уберегут наших детей от несчастных случаев.
Цель:
ознакомление детей с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном
обществе. Воспитание интереса к профессии железнодорожника.
Задачи:
1. Обогатить
знания детей о людях разных профессий, работающих на железной дороге;
2. Обобщать
знания детей о профессиях железнодорожников, как об очень нужной и интересной
профессии;
3. Воспитывать
уважительное отношение к людям этой профессии;
4. Формировать
навыки безопасного поведения на железной дороге.
Этапы реализации проекта:
I
этап – подготовительный:
Обсуждение цели, задач с детьми и
родителями;
Создание необходимых условий для реализации
проекта;
Перспективное планирование проекта;
Разработка и накопление
методических материалов по проблеме.
II
этап – основной (практический):
Сроки
|
Мероприятия
|
Цели
|
1
неделя (с 18.02 по 22.02)
|
- Оформление стенда
для родителей «Профориентация детей дошкольном образовании». (приложение 1)
- презентация для
детей «История железной дороги» (текст к слайдам приложение 2)
- Подбор иллюстраций и
стихов для альбома «Профессия – железнодорожник». Оформление альбома.
- Чтение художественной
литературы. К.И. Чуковский «Багаж».
|
Дать
представление родителям о важности знакомства с различными профессиями в
дошкольном возрасте, о значение семьи познавательном развитии ребёнка.
Расширять представления детей о создание железной дороги, вызывать интерес к
историческим событиям в нашей стране.
Дать знания о разнообразных профессиях на
железной дороге. Знакомить детей с произведениями российских писателей,
формировать умение понимать смысл прочитанного.
|
2
неделя (с 25.02 по 01.03)
|
НОД
«Профессии железнодорожников» (приложение 3)
Словарная
игра «Доскажи словечко. Профессии» (приложении 4)
Разучивание
стихотворения «Железная дорога – моя лучшая игра» (приложение 5)
Настольные
пазлы «Железнодорожные профессии»
Отгадывание
загадок о железной дороге, железнодорожных профессиях (приложение 6)
|
Углубить,
расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного
транспорта. Развивать у детей логическое мышление, внимание, долговременную
память. Формировать умение выразительно, естественными интонациями, читать
стихи. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение самостоятельно решать
поставленную задачу.
|
3
неделя (с 04.03 по 07.03)
|
Оформление
стенда « мы гордимся вами, вашими делами»
Познавательная
викторина для детей и родителей «Мы – будущие железнодорожники» (приложение7)
Чтение
художественной литературы. А. Кузьмин «Мы играем в паровоз», Г. Цыферов «Едет
поезд» (приложение 8)
НОД.
Аппликация «Веселый паровоз» (приложение 9)
Просмотр
мультфильма «Паровозик из Ромашково».
|
Расширять
и уточнять представления детей о важности и значимости труда родителей -
железнодорожников. Расширять осведомленность детей от сферы человеческой
деятельности на железнодорожном транспорте, формировать познавательную
активность. Продолжать пополнять литературный багаж детей стихотворениями.
Развивать у детей логическое мышление, внимание и долговременную память.
Продолжать развивать интерес к отечественной мультипликации. Формировать
умение создавать сюжетные изображения по представлению, развивать чувство
композиции.
|
4
неделя (с 11.03 по 15.03)
|
НОД
«Правила безопасного поведения на железной дороге» (приложение 10)
Дидактическая
игра «Что лишнее?»
Оформление
выставки рисунков «Безопасный поезд»
Изготовление
буклета для родителей «Безопасное поведение детей на железной дороге»
(приложение 11)
|
Закрепить
знания детей о правилах безопасного поведения на железной дороге. Развивать
умение выделять характерные, существенные признаки предметов. Подвести детей
к осознанию необходимости соблюдать правила безопасности на железной дороге.
Привлечь родителей к закреплению правил безопасного поведения ребёнка на
железной дороги.
|
5
неделя (18.03 по 22.03)
|
Развлекательно-познавательное
мероприятие «Путешествие по железной дороге» (приложение 12)
Пение
Е.И. Куликов «Котенок и Паровоз»; муз. В. Юровского, сл. Г. Сапгира, Г.
Цыферова «Паровозик из Ромашково», сл. Тимофеевского, муз. В. Шаинского
«Голубой вагон».
Чтение
художественной литературы. Авторские сказки Н. Колмыковой «О безопасности на
железной дороге» (приложение 13)
Рассматривание
альбома «Профессия – железнодорожник».
НОД.
Конструирование из мелкого строительного материала «Железная дорога»
(приложение 14)
|
Расширять
и уточнять представления о железной дороге, правилах поведения можно на
железнодорожном транспорте. Развивать творческие способности детей. Побуждать
рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Расширять представления профессия железнодорожников, об их значение для жизни
ребёнка, его семьи, общества в целом. Продолжать развивать умение понимать
поставленную задачу (что делать) и способы ее достижения (Как сделать).
формировать умение анализировать выполненные постройки.
|
6
неделя (25.03 по 29.03)
|
Игровое
упражнение «Кому что надо?» (приложение15)
С/р
игра «Железная дорога» (приложение 16)
Просмотр
мультфильмов «Крокодил Гена», «Каникулы в Простоквашино»
Чтение
художественной литературы А. Лукьянова «Братцы вагончики и скорый поезд», Н.
Забила «Путями – дорогами», Г. Шалаева «Как вести себя в поезде», Б. Житков
«Что я видел», Н. Костарев «Вокзал».
Спортивно-познавательный
праздник «Мы – будущие железнодорожники» (приложение 17)
|
Формировать
умение выделять характерные особенности предметов, нужных для определенных
профессий. Расширять и закреплять представления о личностных и деловых
качеств работников железнодорожного транспорта. Продолжать развивать интерес
к отечественной мультипликации. Продолжать знакомить детей с произведениями
детских писателей, развивать интерес к художественной литературе. Закрепить
представления детей о железной дороге, профессиях, связанных с
железнодорожным транспортом, правила безопасного поведения на железной
дороге.
|
III
этап – заключительный:
Подведение итогов, оформление
проекта, презентация проекта.
Результаты проекта:
· Расширился
кругозор детей по профессии железнодорожников (разнообразие профессий на
железной дороге, значимость этих профессий для общества, имеют представление,
какую пользу приносит работа их родителей);
· развивающая
среда пополнилась: Художественной литературой, фотоальбом, иллюстрациями,
макетами и атрибутами для с\игры, мульт-коллекцией, картотека словарных игр и
упражнений по теме, альбомом с рисунками по безопасному поведению на железной
дороге, картотекой загадок по теме.
· У
детей формируются любознательность, творческие способности, познавательная
активность, коммуникативные навыки, навыки безопасного поведения на железной
дороге.
Список литературы:
1.
Алешина Н.В. Ознакомление
дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и
подготовительная группы. – М: Элизе
Трэйдинг, ЦГЛ;
2.
Кондрашов В.П. Введение
дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/В.П.
Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
3.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с
детьми 4-7 лет/ Т.В. Потапова – М.: ТЦ Сфера, 2008;
4.
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они?
/ Т.А. Шорыгина. , Издательство ГНОМ и Д, 2011.