21.10.2020
«Роль семьи в воспитании
ребенка»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В тоже время в этот период, в течении которого ребенок находится в
полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Известно, что в настоящее время детские сады в России, посещают
только 50% детей дошкольного возраста.
В современном российском обществе существует несколько слоев,
имеющих различный уровень доходов, и оплатить пребывание ребенка в ДОУ могут не
все родители.
Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на
первый взгляд кажутся благополучными: они хорошо питаются, одеваются, окружены
большим количеством игрушек. однако в этих семьях, где мать одновременно и
«бизнес – вумен», внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается
ограниченным.
В таких семьях дети воспитываются бабушками и дедушками или после
детского сада передаются на попечение гувернанток. Из – за этого они постоянно
испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.
В семьях с низким достатком существуют другие трудности. Чтобы как
– то обеспечить семью, родителям приходится работать по совместительству или
искать иные источники дохода, что требует значительных трат времени.
Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у
них ограниченное количество игрушек, художественной литературы. Занятость
родителей порождает детскую безнадзорность, а скудность в питании – нарушение в
здоровье.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности ребенка:
семья или общественное воспитание ребенка, одни педагоги склонялись в пользу
семьи, другие – общества.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с
первых 6 лет жизни в разнообразные виды деятельности: складывают игрушки,
помогают маме или папе, выполняют поручение.
Выражение «дети – зеркало семьи» иногда передает смысл ориентации
ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья.
Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –
это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те
качества, которыми они сами не обладают.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в
воспитании ребенка.
Значительная часть
родителей полагает, что педагоги и психологи могут помочь только советом, а
действовать все равно должны в первую очередь они сами.
В семьях с низким уровнем педагогической культуры родителей
нередко возникают проблемы, с которыми взрослые не могут справиться адекватным
способом. Причиной возникновения конфликтных ситуаций в таких семьях становится
нарушение показателей семейной гибкости и семейной сплоченности.
В семьях с среднем уровнем педагогической культуры родителей
показало, что их показатели семейной гибкости и семейной сплоченности
нарушаются реже. У родителей отмечается непонимание или неумение создавать
условия для полноценного развития ребенка в семье.
В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также
нередко возникает ряд проблем. У таких родителей отмечается первостепенность
целей формирования интеллектуальной сферы ребенка в сравнении с его
коммуникативной компетенцией.
К сожалению, не хватает методик, направленных на оценку
эффективности сотрудничества детского сада и родителями, относящимися к разным
уровням педагогической культуры.
Необходимо как можно
больше разрабатывать методических рекомендаций по оптимизации семейного
воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что
может быть полезным для организации эффективного сотрудничества педагогов и
психологов ДОУ с семьями своих воспитанников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.03.2021
Дата обновления: 17.02.2022
Дата публикации: 21.10.2020