Доклад на тему «Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Что такое детская самостоятельность и почему квест – технология для ее развития»

13.10.2020

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №12 «Катюша»

           

Доклад на тему

«Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность.

Что такое детская самостоятельность и почему квест – технология для ее развития»

   

 

 

 

 

 

Разработала: Дуванова М.В.

 воспитатель

 

Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность.

Что такое детская самостоятельность и почему квест – технология для ее развития

Научить детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – задача ФГОС ДО. Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.

В определении понятия «детская самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие. Это, во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого; во-вторых, инициативность, в-третьих – готовность обратиться к взрослому с вопросом.

Квест как образовательная технология позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности. Квест является разновидностью игровой технологии и обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра – это ведущий вид детской деятельности.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?

Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:Хочу такой сайт

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Как обеспечить самостоятельность детей на каждом этапе квеста

Для того чтобы квест выполнил свою задачу предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, обеспечьте специальные условия игры на всех этапах  от подготовки до завершения.

Зачем подводить итоги квеста вместе с детьми

Обсуждать квест с детьми, как и любое занятие или игру, важно как для дошкольников, так и для педагогов. Детям это позволяет лучше осознать основные моменты события, научиться делать выводы, высказывать собственное мнение, понять значение различных социальных проявлений людей (например, помощь, внимательность к другим, ответственность).

Педагоги в процессе обсуждения квеста получают обратную связь (информацию): насколько интересным оказался квест для детей, что они думают об игре, ее заданиях, понравилось ли им самостоятельно находить подсказки и выполнять задания в ходе игры.

Поскольку квест  всегда эмоционально емкое событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Например, если квест  в первую половину дня, то обсуждение  во вторую либо на следующий день.

Один и тот же вопрос либо его разные формулировки следует задать нескольким детям. Это позволит воспитателям увидеть, сходятся или различаются мнения дошкольников в группе, и дать нескольким детям опыт высказывания собственной позиции.

Если дети склонны присоединяться к уже высказанному мнению (что часто бывает, так как это легко), то следует побудить их подумать и высказать другое мнение, которое будет отличаться от предыдущего. Можно сказать, например: «Хорошо, что тебя тоже заинтересовало (понравилось…), но все люди разные, нам часто интересны (нравятся, кажутся трудными или легкими…) разные вещи. Поэтому правило такое: вы можете сказать, что вам тоже (как и Саше) понравилось задание… но потом сказать, какое еще задание понравилось (заинтересовало…)». Можно также спросить, кому понравилось другое задание.

Для обсуждения с детьми квеста используйте несколько вопросов (в их разных формулировках), которые позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать внимание детей на важных для их личностного и социального развития аспектах. Приведем примеры таких вопросов.

Спросите у детей «Что понравилось в квесте?» (Что порадовало тебя? А что развеселило Сашу?). Эти вопросы обращают внимание детей на позитивные составляющие игры, позволяют поговорить о приятных, радостных, веселых моментах. Можно использовать разные формулировки вопросов одного типа, чтобы показать оттенки эмоции радости.

Вопрос: «Что (какое задание) было самым интересным?» («А какое задание заинтересовало тебя, Маша?») – позволит дошкольникам лучше осознать собственную эмоцию интереса и узнать, что заинтересовало других детей. Все это важно для воспитания познавательных интересов и активности ребенка.

Ответ на вопрос: «Какое задание было самым трудным?» («А ты как думаешь?») – позволит оценить индивидуальные различия детей в восприятии трудности заданий. Хотя может быть и так, что дети скажут, что все было легко. В процессе игры, наблюдая за детьми, отметьте для себя, какие задания окажутся для дошкольников более трудными.

Если дети ответят, что все задания были легкими, можно спросить: «Как вы думаете, детям другой группы какие задания могут показаться трудными?». Отвечая на этот вопрос, дети, естественно, укажут на то, что им самим показалось более трудным.

Ответ на вопрос: «А какое задание показалось самым легким?» («А ты как считаешь?») – позволит с другой стороны подойти к детскому восприятию легкости-трудности заданий.

Спросите у детей: «Кто хотел бы сам придумать задание для квест-игры?» Если кто-то из детей захочет, то это будет хороший повод для самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности дошкольника. Такие задания можно использовать в мини- квестах, указывая на автора задания.

Просмотров всего: , сегодня:

Как с помощью квеста развивать у.docx (скачать)

Дата создания: 15.03.2021

Дата обновления: 17.02.2022

Дата публикации: 13.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».