13.10.2020
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №12 «Катюша»
Доклад на тему
«Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность.
Что такое детская
самостоятельность и почему квест – технология для ее развития»
Разработала: Дуванова М.В.
воспитатель
Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность.
Что такое детская
самостоятельность и почему квест – технология для ее развития
Научить детей проявлять инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности – задача ФГОС
ДО. Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен
на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться
самостоятельно.
В определении понятия «детская
самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А.
Цукерман, можно условно выделить три составляющие. Это, во-первых, способность
сделать что-то без помощи взрослого; во-вторых, инициативность, в-третьих –
готовность обратиться к взрослому с вопросом.
Квест как образовательная технология
позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской
самостоятельности. Квест является разновидностью игровой
технологии и обладает огромным развивающим
потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со
взрослым открывает новый практический опыт.
Квест – технология –
это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра – это
ведущий вид детской деятельности.
Квест – игра дает
возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво
реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в
игре, что стимулирует их быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной
деятельности. Итак, что такое квест
– игра?
Квест -
командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и
сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные
задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть
максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие
специальных знаний или умений от игроков.
В ходе организации работы дошкольников
над квестами реализуются следующие задачи:
Образовательная — вовлечение каждого
ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой
деятельности детей,
выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая —
развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности,
стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности,
публичных выступлений, проявление инициативы;
расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за
выполнение работы.
Как обеспечить самостоятельность детей на каждом этапе квеста
Для того чтобы квест выполнил свою
задачу предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия
решения и действий, обеспечьте специальные условия игры на всех
этапах от подготовки до завершения.
Зачем подводить итоги квеста вместе с детьми
Обсуждать квест с детьми, как
и любое занятие или игру, важно как для дошкольников, так и для
педагогов. Детям это позволяет лучше осознать основные моменты события,
научиться делать выводы, высказывать собственное мнение, понять значение
различных социальных проявлений людей (например, помощь, внимательность
к другим, ответственность).
Педагоги в процессе обсуждения квеста
получают обратную связь (информацию): насколько интересным оказался квест для
детей, что они думают об игре, ее заданиях, понравилось ли
им самостоятельно находить подсказки и выполнять задания в ходе
игры.
Поскольку квест всегда эмоционально
емкое событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же
день. Например, если квест в первую половину дня,
то обсуждение во вторую либо на следующий день.
Один и тот же вопрос либо его
разные формулировки следует задать нескольким детям. Это позволит воспитателям
увидеть, сходятся или различаются мнения дошкольников в группе,
и дать нескольким детям опыт высказывания собственной позиции.
Если дети склонны присоединяться
к уже высказанному мнению (что часто бывает, так как это легко),
то следует побудить их подумать и высказать другое мнение,
которое будет отличаться от предыдущего. Можно сказать, например: «Хорошо,
что тебя тоже заинтересовало (понравилось…), но все люди разные, нам часто
интересны (нравятся, кажутся трудными или легкими…) разные вещи. Поэтому
правило такое: вы можете сказать, что вам тоже (как и Саше)
понравилось задание… но потом сказать, какое еще задание понравилось
(заинтересовало…)». Можно также спросить, кому понравилось другое задание.
Для обсуждения с детьми квеста
используйте несколько вопросов (в их разных формулировках), которые
позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать
внимание детей на важных для их личностного и социального
развития аспектах. Приведем примеры таких вопросов.
Спросите
у детей «Что понравилось в квесте?» (Что порадовало тебя?
А что развеселило Сашу?). Эти вопросы обращают внимание детей
на позитивные составляющие игры, позволяют поговорить о приятных,
радостных, веселых моментах. Можно использовать разные формулировки вопросов
одного типа, чтобы показать оттенки эмоции радости.
Вопрос: «Что (какое
задание) было самым интересным?» («А какое задание заинтересовало
тебя, Маша?») – позволит дошкольникам лучше осознать собственную эмоцию
интереса и узнать, что заинтересовало других детей. Все это важно для
воспитания познавательных интересов и активности ребенка.
Ответ
на вопрос: «Какое задание было самым
трудным?» («А ты как думаешь?») – позволит оценить
индивидуальные различия детей в восприятии трудности заданий. Хотя может
быть и так, что дети скажут, что все было легко. В процессе игры,
наблюдая за детьми, отметьте для себя, какие задания окажутся для
дошкольников более трудными.
Если дети ответят, что
все задания были легкими, можно спросить: «Как вы думаете, детям
другой группы какие задания могут показаться трудными?». Отвечая
на этот вопрос, дети, естественно, укажут на то, что им самим
показалось более трудным.
Ответ
на вопрос: «А какое задание показалось самым
легким?» («А ты как считаешь?») – позволит с другой
стороны подойти к детскому восприятию легкости-трудности заданий.
Спросите
у детей: «Кто хотел бы сам придумать задание для
квест-игры?» Если кто-то из детей захочет, то это будет хороший
повод для самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности дошкольника.
Такие задания можно использовать в мини- квестах, указывая на автора
задания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.03.2021
Дата обновления: 17.02.2022
Дата публикации: 13.10.2020