24.06.2020
Запоминай играя!
Дошкольный возраст характеризуется
интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память
дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить
перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых.
Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность.
Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение, быть
частью игры. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их
организует взрослый. В дошкольный период память развивается очень быстро,
поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество
информации. В этот период по скорости развития память опережает другие
способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6-летние дети запоминают
стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы
произвольной памяти проявляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех
ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это
желание над всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений.
Как развивать
память у ребенка?
Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать
все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что
кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно,
перечислять все это будут взрослые, но постепенно ребенок присоединиться к
игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок,
ребусов – все это помимо общего развития прекрасно развивает память. Особое
внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом,
пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и
ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать
вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Кто как
выглядел? Что плохо, что хорошо? К 45-ти годам задачу можно усложнить, побуждая
малыша пересказывать рассказы.
Игры для
развития памяти
Для детей самого младшего возраста
(10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди
игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут
игрушку под одну из двух лежащих перед
ним пеленок. Малыш начнет изучать их,
как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Наконец он сдернет пеленку и
обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем игрушку
кладут под одну и ту же пеленку. А потом под наблюдением малыша ее прячут под другую.
Игра «Прятки» тоже хорошо помогает
развитию памяти у маленьких детей, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант
– набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо
или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно
попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати.
Детей старше 2 лет прекрасно
развивает игра «Чего не стало?». На столик
ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на
них 1-2 минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из
предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает. Эта игра
имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить месторасположение игрушки среди
других, а после того как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на
прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда
взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.
Еще одна игра на запоминание-
«Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из
небольших коробочек, которые ставятся попарно и склеиваются между собой. Их
количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у ребенка прячут
предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ребенку
предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра
«Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив
друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из
коробков кладут, например, пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.
На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже
2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки и ребенку нужно
вспомнить, где что лежит.
Для развития ребенка очень важна
тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к
различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже
испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти
может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего возраста завязывают глаза, и
по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия
вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться, что это за вещь. После
того как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать эти
вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Для
детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный
мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами:
клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на
ощупь должен определить один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он
вслух описывал их свойства.В старшем дошкольном возрасте можно развивать
тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы.
Двигательную память детей 3-6 лет
развивает игра «Делай как я». На первом этапе взрослый становится за спиной
ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки,
разводит их в стороны, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором,
более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок
повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старших
дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов,
связанных между собой по смыслу: должно получится 10 пар, например: еда-ложка,
окно-дверь, лицо-нос. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем пары интонационно
выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а
вторые он должен вспомнить.
Автор работы: Дуванова М.В.
Память – это отражение прошлого
опыта. По мере взросления ребенка растет накопленный им багаж знаний, и растет
уровень умственных способностей, а вместе
с ними развиваются способности к запоминанию. Задача взрослых – с
раннего детства помогать этому развитию.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные
усилия ребенка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать
у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к
целенаправленному, намеренному запоминания – важная задача взрослых. Другая, не
менее важная задача – дать детям те средства и рациональные приемы, которые
помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.
Память – необходимое звено всякой деятельности
человека. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку
от рождения. Но это вовсе не так. Она развивается, как и сам ребенок, под
влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью
– это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым
внушали, что у них плохая память.
Итак, как же правильно развивать память
малыша?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.03.2021
Дата обновления: 17.02.2022
Дата публикации: 24.06.2020