16.11.2020
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
Проект «Государственные символы России»
( подготовительная группа)
Авторы работы: Дуванова М.В.
Григорьева О.В.
г. Кушва 2020 г.
Актуальность проекта
Патриотические чувства закладываются в
процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной
социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно
привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего
народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства
любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле,
воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания
человека.
В настоящее время усиленно внимание к
решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и
воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных годовых
задач уже не первый год.
Приобщение детей к Государственной символике
РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ.
Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни
малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию
дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство детей –
дошкольников с флагом, гербом и гимном. А в полной мере понять, осмыслить,
запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное
расположение и функции Государственных символов РФ – дело непростое даже для
взрослых!
Паспорт проекта
Авторы проекта:
Дуванова М.В.; Григорьева О.В.
Тема проекта: «Государственные символы России»
Сроки реализации,
продолжительность проекта |
Краткосрочный (2.11.-
6.11.2020) |
Тип проекта |
Познавательный |
Участники проекта |
Воспитатель, дети. |
Проблема значимая
для детей, на решение которой направлен проект |
На сегодняшний
день проблема патриотизма приобретает
все большую актуальность, так как мы живем в не информационном обществе, в веке коммуникационно - информационных технологий, где
большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету,
компьютерным играм, телевизору и т. д. Все это способствует моральной и
нравственной деградации личности. Дети не откликаются на просьбы родителей
отвлечься от этих рутинных увлечений и заняться чем-то полезным. У
сегодняшних дошкольников практически не развито
представление о родной стране, Отчизне, малой родине, собственном городе. И
это, пожалуй, является действительной проблемой. |
Актуальность |
В настоящее время усиленно внимание к
решению задач патриотического воспитания со всех сторон развития, обучения и
воспитания, в том числе, и в нашем ДОУ - что является одной из главных
годовых задач уже не первый год. Приобщение детей к Государственной
символике РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе
ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют
ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому
воспитанию дошкольников подразумевает более или менее глубокое знакомство
детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. |
Цель проекта |
Воспитывать уважение к своему народу,
любовь к Родине, гордость за неё, уважительное отношение к Государственным
символам РФ. |
Задачи проекта |
-систематизировать и обобщить знания
детей о Государственной символике РФ; -формировать представления о
происхождении, значениях, функциях флага, герба и гимна РФ; -уточнить и углубить знания и
представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут; -развивать связную речь детей методом
наглядного моделирования; -развивать творческие способности детей,
воображение, внимание, память; -способствовать воспитанию любви к
Родине, поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре. |
Итоговое мероприятие
проекта |
Сборник пословиц и
поговорок о нашей планете, Сборник
изображения «Моя столица», Сборник информационной – деловое оснащение
«Наша Родина - Россия»; Сборник «Народы России»; Консультации «Народные традиции в
воспитании детей»; Сборник истории «Мой любимый город Кушва», «История Кушвы» |
Продукт проекта |
Выставки детских
работ «Герб нашей страны», «Герб нашей семьи» |
Ожидаемые результаты
по проекту |
Дети должны знать Государственную
символику РФ - уметь рассказать о символике образов, значении и функциях
Государственных символов России; должны знать столицу России, её историческое
происхождение; уметь выражать свой интерес, любовь и гордость за свою Родину. ·
|
Этапы
реализации проекта:
1.Организационный этап
1.Подбор рассказов о Родине.
2.Подбор стихов о Родине.
3.Подбор загадок, пословиц и поговорок о
Родине, Москве; работа над пословицами и поговорками о Родине
4.Подготовка бесед о достопримечательностях
столицы.
5. Подбор картинок, иллюстраций в книгах о
Родине, природе, О Москве.
6. Подбор основного материала в уголок по
патриотическому воспитанию в группе.
7. Подбор дидактических и
настольно-печатных игр.
8.Подбор фильмов, презентаций по теме
Государственная символика России.
11.Проведение
информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
2.Основной этап
План реализации проекта
|
Наименование мероприятия |
||
2.11 |
- Прослушивание песен о Родине, гимна
России. - НОД по развитию речи: «Герб и флаг России» - Чтение художественной литературы: стихи о Родине, Москве - Гусев «Берегите
Россию», Е. Аксельрод «Наш дом», В.Орлов «Родное» - Ситуативные беседы и темы для
рассуждения: «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», « Где можно
услышать гимн РФ?» - Просмотр видиофильма «Россия». |
||
3.11 |
-Словесно-дидактические игры и
упражнения: «Назови главный город», «Белый- синий- красный». Составление
рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов
РФ. -Чтение художественной литературы: В. Степанов «Флаг России», И. Агеева
«Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России», Т.Гусева «Глобус»,В.
Степанов «Москва»,Н. Добронравов «Москва златоглавая». - НОД ИЗО: «Герб Страны» - Ситуативные беседы и темы для
рассуждения: «В каких случаях украшают город, поселок государственными
флагами?», «Для чего нужно знать государственные символы РФ?», «Какое
значение имеет для вас флаг, герб и гимн России?» |
||
5.11 |
- Словесно-дидактические игры и упражнения: «Над-под-между»,
«Сравни», «Найди и покажи», «Всё ли верно?», «Составь предложение с парой
слов», «Зачеркни лишнее». - Просмотр презентации: «Символика России» - НОД Рисование «Герб семьи» - Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по
городу». |
||
6.11 |
- Словесно-дидактические игры и
упражнения: «Обведи по точкам», «Составь герб России» и «Составь флаг России»
(способом наложения). -НОД Аппликация «Флаг» - Заучивание стихотворения В.
Гусев «Родное» |
||
3.Заключительный этап
Выставка детских работ по проекту
Приложение 1.
Конспект
занятия по речевому развитию «Герб и флаг России»
(подготовительная группа)
Тип НОД: занятие по закреплению полученных
знаний
Вид НОД: тематическое занятие
Тема НОД: «Герб и флаг России»
Возрастная группа детей: 6-7 лет
Программное содержание:
1.Обучающие задачи:
-продолжать формировать у детей
представления о российской символике; об истории происхождения и
функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов
и образов ;
2. Развивающие задачи:
-развивать связную речь; расширять
словарный запас;
-развивать умения рассказывать по
представленному плану;
-развивать познавательный интерес детей,
расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.
3. Воспитывающие задачи:
-воспитывать у детей чувство
патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.
Словарная работа: Отчизна, патриот, скипетр, держава.
Оборудование: Уголок патриотического воспитания в группе, ноутбук,
проектор, магнитная доска, письмо с фотографиями достопримечательностей
Лондона, бумажный голубь, запись гимна России
Демонстрационный материал: Флаг и герб России, рисунки детей,
изображение герба Москвы; схема-план для составления рассказа о флаге и гербе
России; презентация «Наша Родина-Россия», фотографии с достопримечательностями
Москвы.
Раздаточный материал: цветные полосы Государственного флага России ( для
конструирования), отдельные символы государственного герба России ( для
конструирования), клей-карандаш, палочки.
Предшествующая работа: Рассматривание флагов разных стран, альбомов
с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге
России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине. Наблюдение на
улицах поселка и города, поиск изображений Государственных символов РФ. Чтение
легенд и сказок о Родине. Ручной труд «Государственный флаг РФ». Русские
народные игры.
Индивидуальная работа: оказание помощи в налаживании контакта со сверстниками,
оказание помощи в выполнении практической деятельности
Организация детей на НОД
Ход занятия
Дети в центре группы вместе с
воспитателем.
Стук в дверь. Влетает бумажный
голубь-почтальон.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, вы знаете кто это?
Дети высказывают свои мнения. (
Голубь-почтальон)
-Интересно, что это он нам принес?(
письмо)
-Давайте прочтем адрес на конверте и
узнаем кому оно адресовано. И если оно для нас, то мы его прочтем.
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в
Англии, в столице страны –городе Лондоне. Англия – это наша Родина, которой мы очень
гордимся и очень любим. Мы гордимся своими Государственными символами страны,
гордимся знаменитыми достопримечательностями нашего города. Посылаем вам
фотографии. Расскажите нам о своей Родине.
Дети и воспитатель располагают
фотографии из письма на магнитной доске. Дети и воспитатель рассаживаются на
стульчиках возле доски и рассматривают фотографии.
Воспитатель подводит детей к ответу:
-Что вы поняли из письма? Что мы можем
сделать ? Как будем делать?
(дети предлагают варианты решений, выбор
подходящего решения)
- Как вы думаете, когда наши друзья
получат письмо от нас, что они смогут узнать?
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о
нашей Родине.
-Как называется наша страна? Назовите
столицу России.
-Как называются люди, живущие в нашей
стране?
-На каком языке говорим мы - россияне?
Педагог обращает внимание детей на
слайды презентации «Наша Родина-Россия».
Воспитатель:
-Посмотрите, как огромна и велика наша
страна. Наша Россия занимает очень большую территорию на Земле. Она такая
большая, что если мы захотим отправиться в путешествие от края до края, то
дорога займет целую неделю на поезде, а на самолете - целый день. И прямо
сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по просторам нашей
Родины!
Выполнение физминутки и пальчиковая
гимнастика под музыку о Родине.
Столица нашей Родины – Москва
(руки поднять вверх, пальцами правой руки
обхватить пальцы левой руки)
Ехать очень долго – дня два.
(поднять указательный и
средний пальцы правой руки вверх)
С высокой, главной башней,
С курантами на ней
(руки вверх, потянуться)
И с площадью огромной,
(развести руки в стороны на
уровне груди)
С названием скромным,
(руки согнуть в локтях, вытянуть их
вперёд)
Зовётся она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
(согнуть руки в локтях и растопырить
все пальцы рук)
Театры, памятники есть.
(загнуть левой рукой два
пальца правой руки)
Поедим в гости мы к друзьям,
(руки согнуть в локтях,
поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)
Чтоб рассказать об этом вам.
(согнуть руки в локтях и вытянуть их
вперёд, ладонями вверх)
Воспитатель вместе с детьми двигается по
группе, имитируя езду на поезде, в руках атрибуты Государственной
символики-флаги России.
Воспитатель:
-Ребята, мы прибываем на первую станцию
под названием «Государственная» (Уголок патриотического воспитания в группе)
Рассаживаются на стульчиках на «Станции
Государственной»
Беседа с детьми.
Воспитатель:
-Ребята, как называется наша Родина?
(Россия)
-А как можно по-другому назвать нашу Родину?
(Страна, Отчизна, Государство)
-А что такое Родина? (ответы детей)
-Вы любите свою Родину? Что значит
«Любить свою Родину?» (ответы детей) А как называется человек, любящий свою
Родину? ( патриот)
-Мы с вами знаем, что наша Россия – это
государство, а каждое государство имеет свои отличительные знаки и символы.
-Какие Государственные символы России вы
знаете? ( флаг, герб и гимн России)
-Что такое гимн страны? ( ответы детей)
Для чего нужен гимн стране? ( предположения детей) Когда звучит гимн страны,
что нужно сделать? Где можно услышать гимн России? Давайте вместе исполним
первый куплет гимна РФ.
Все встают, исполняют гимн России под
музыку.
-О каких Государственных символах России
мы еще не говорили? ( о флаге и гербе России)
-Предлагаю задание-игру «Собери и
наклей?»
Практическое задание. Для этого вам
нужно разделиться на две команды и на столе собрать и наклеить изображение
флага и герба России .
Выполняется практическое задание
дошкольниками (групповая работа)
Выполняется физминутка
В нашей стране горы- высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
Следующее задание для команд.
-Задание для первой команды «Составь
рассказ о государственном флаге России» по плану, задание для второй команды
«Составь рассказ о Государственном гербе России» по плану.
Воспитатель кладет на стол каждой
команды план-схему для составления рассказа о флаге и гербе России. После
подготовки один из детей из каждой команды рассказывает по своему плану о
государственном символе России.
-Что мы можем приобрести на станции
«Государственная» для наших друзей – англичан? ( предложения детей- можно взять
изображения флага и герба России)
Воспитатель:
-Ребята, время остановки на этой станции
заканчивается и нам нужно отправляться дальше. Занимайте свои места, поезд
отправляется!
Воспитатель и дети двигаются по группе.
- Мы подъезжаем к следующей станции
«Игровая» (Оформлена фотографиями достопримечательностей Москвы)
На этой станции, как вы уже догадались,
мы отдохнем и поиграем.
Первая игра «Угадай и назови»
Дети встают полукругом и называют
достопримечательности Москвы.
Вторая игра Русская народная игра
«Золотые ворота». Вместе с воспитателем вспомнить слова игры: «Золотые ворота пропускают не всегда:
первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!»
После окончания игр, воспитатель
спрашивает у детей:
-Что мы можем приобрести на станции
«Игровая» для наших друзей – англичан?(предположения детей – фотографии с
достопримечательностями)
-Ребята, время пребывания на станции
«Игровая» закончилось и мы отправляемся с вами из далекого путешествия обратно
в детский сад.
Воспитатель движется вместе с детьми по
группе и возвращается обратно в центр группы.
-Ну вот мы и вернулись в родной детский
сад! Мы путешествовали по просторам России. Мы много уже знаем о нашей Родине.
А каким было для вас наше путешествие? ( дети делятся впечатлениями). Что бы вы
рассказали своему другу или близкому человеку о своей Родине? ( ответы детей).
-Из путешествия мы привезли небольшие
сувениры для своих друзей из-за границы. Давайте мы оформим конверт и отправим
с почтовым голубем в Англию. Воспитатель вместе с детьми кладет Государственные
символы России , достопримечательности Москвы и приветственное письмо в конверт
и прикрепляет к голубю.
Воспитатель пишет под диктовку детей
письмо.
Приложение 2.
Дидактический материал по теме проекта
Задания на формирование
лексико-грамматических категорий
и обогащение словаря
1.Как мы называем Россию? Почему?
(составление синонимического ряда)
Россия- Родина- Родина - матушка-
Отечество- Отчизна
2.Какие народы живут в России?
3. Закончи предложение:
Щит – это вооружение древнего воина,
предназначенное для…
Копье – это вооружение древнего воина,
предназначенное для…
Корона – это…
4.Рассмтривание монет достоинством 5, 10,
50 копеек.
- Как называются эти монеты? Кто на них
изображен? Почему они так называются?
- Рассмотри монеты достоинством 1,2,5
рублей. Что изображено на них?
5.Что ты знаешь о…? Подбери слова,
наиболее точно характеризующие предмет (лицо). Например: Орел- гордый,
свободный…
6. Какие предметы белого, синего, красного
цвета ты знаешь?
Белый (-ое,-ая)-…, синий (-ее, -яя)-…,
красное (-ое, -ая)…
7. Что мы называем красным?
8. Какие слова выражают любовь к Родине?
Любимая, священная, бескрайняя, родная,
могучая, великая, свободная.
9. Выбери правильный ответ.
-Как называется наша страна? (Германия,
Россия, Латвия)
-Как называется столица нашего
государства? (Москва, Париж, Киев, Тула)
-Как называется твой родной город?
(Москва, Печора, Санкт-Петербург)
-Назови главную площадь, реку, улицу
своего города.
10. Составь предложение с парами слов.
Георгий Победоносец-копье.
Герб-эмблема.
11. Слова рассыпались. Составь
предложения.
Георгий, паразить, Победоносец, змей,
черный.
Небо, парить, орел, свободно, в.
Жить, Москва, в, москвичи.
12.»Объясни словечко»
Победоносец, белокаменный, златоглавый,
двуглавый, драконоборец.
Тексты для чтения и заучивания наизусть
Я - русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я - русский человек, сын
своего народа,
Я с гордостью гляжу на
Родину свою.
В. Гусев
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
В. Орлов
Родина
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З.Александрова
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
Агеева И.
« Наша столица зовется Москвой!
Наша столица — город-герой!
Было немало врагов у Москвы,
Всех отбивала страна от Москвы!
Было немало друзей у Москвы!
Больше их стало у нашей Москвы».
Т.Ходаков
В некотором царстве-государстве случилось
великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной
пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители
того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его
досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у
кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к
нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской
дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал
храбрый Егорий (Георгий) на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил
того своим копьем, победил его.
Ехал великий князь Юрий, по прозвищу
Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога
шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот
огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В
изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь,
явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с великим князем ехал
ученый грек-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий… Что знаменует собой
явление чудесного зверя?
Предсказатель растолковал это так:
Встанет поблизости сих мест град превелик,
треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры
звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе
знамение.
Это сказка, но с большим смыслом. Ведь
сбылось знамение – вырос великий город – Москва.
Тексты для пересказа
Наше Отечество
К.Д.Ушинский
Наше отечество, наша родина — матушка
Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в
ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы
родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а
матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами,
выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская
земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от
севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света
раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких
хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и
родина.
Москва
По Е. Осетрову
«Москва — всем городам голова...» Не
перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.
Москва — столица России, живет в сердце каждого.
Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю
Россию. Сердце Москвы — Кремль, Красная площадь.
Приложение 3
Развитие связной речи. Составление
рассказов
1. Составь рассказ о своем любимом городе по
плану:
-Как называется твой любимый город?
-Кем и когда он был основан?
-Главная площадь, улица, река в твоем
городе.
-Главные достопримечательности твоего
города.
_-Твое отношение к городу.
2.Составь рассказ о Государственном флаге
РФ по плану:
- Как называется этот флаг?
-Что обозначает Государственный флаг
России?
-Какой он формы?
-Сколько цветов в Российском Флаге?
-Что обозначает красный (синий, белый)
цвет?
-В каком порядке расположены полосы и
почему?
-Где можно увидеть Государственный флаг
РФ?
3.Составь описательный рассказ о
Государственном гербе России.
- Герб какого государства изображен на
картине?
-На какой предмет по форме похож герб?
-Что расположено в центре герба и почему?
-Кто изображен в центре герба и почему?
-Кто изображен на гербе Москвы и что он
делает?
-Какие еще предметы изображены на гербе
РФ?
-Где можно увидеть изображение герба
России?
-Что символизирует герб России?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2021
Дата обновления: 17.02.2022
Дата публикации: 16.11.2020