СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы 1.2. Актуальность программы 1.3. Адресат программы 1.4.Режим занятий 1.5.Объем программы 1.6.Срок освоения программы 1.7.Особенности организации образовательного процесса 1.8.Формы обучения 1.9. Виды занятий 1.10. Формы подведения результатов. 2. Цель и задачи общеразвивающей программы 3. Содержание общеразвивающей программы 3.1. Учебный план 3.2. Содержание учебного плана 4. Планируемые результаты 5. Организационно-педагогические условия 5.1. Календарный учебный график 5.2.Условия реализации программы 5.3.Формы контроля и оценочные материалы 6. Список литературы. 6.1. Литература, используемая при составлении программы 6.2. Литература для обучающихся и родителей 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазѐры» (далее по тексту – программа «Фантазѐры») Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №12 (МАДОУ №12) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной детальности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0 СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26). Устав МАДОУ №12 Сроки реализации - 9 месяцев Возраст детей – 6-7 лет Разработчик Программы – Шабалина Снежана Викторовна, воспитатель МАДОУ №12 1.1. Направленность программы Программа имеет художественную направленность. 1.2. Актуальность Программы Актуальность настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Образовательная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. 1.3. Адресат программы Программа рассчитана на детей 6-7 лет.Дети этого возраста хорошо ориентируются в пространстве, правильно используют многообразные обозначения пространственных отношений, перестроений в танце: «Побежали по кругу, закружились вправо, перестроились в линию, закружились влево». Теперь ребенок осознанно выполняет задания, а обучение становится более целенаправленным. Различные перестроения, координация движений в танцах развивают у ребенка такие мыслительные операции, как сравнивание, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. 1.4. Режим занятий Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Длительность занятия может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. 1.5.Объем программы Продолжительность одного занятия 30 минут Количество занятий в неделю 2 Объем образовательной нагрузки в неделю 60 минут Количество занятий в год 72 Объем образовательной нагрузки в год 36 часов 1.6. Срок освоения программы Работа в кружке «Фантазѐры» проводится в рамках дополнительного образования в период с сентября по май, 9 месяцев. 1.7. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель – освоение содержания происходит в течение одного учебного года на базе МАДОУ №12. 1.8. Формы обучения Форма обучения по программе очная, групповая. 1.9. Виды занятий · учебно - тренировочное занятие (практические занятия); · занятие-объяснение; · занятие-путешествие; · игровое занятие; · постановка и репетиция танцев; · открытое занятие, выступление на детских праздниках 1.10. Формы подведения результатов - выступления детей на открытых мероприятиях; - участие в тематических праздниках; - контрольные занятия; - итоговое занятие; - открытые занятия для родителей; - отчетный концерт по итогам года. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель - приобщать детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Задачи Развивающие: Развивать творческие способности детей. Развить музыкальный слух и чувство ритма. Развить воображение, фантазию. Образовательные: Обучить детей танцевальным движениям. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Воспитательные: Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. 3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория 1 1. Вводное занятие 1 2. Игрогимнастика 8 3. Игротанцы 7 4. Танцевально-ритмическая гимнастика 13 1 Практика Форма аттестации /контроля Игра-тренинг 8 Зачѐтное занятие 6 Зачѐтное занятие Зачѐтное занятие 13 5. Игропластика 8 8 6. Пальчиковая гимнастика 2 2 7. Игровой самомассаж 2 2 Зачѐтное занятие 8. Музыкально-подвижные игры 6 6 Зачѐтное занятие 9. Игры - путешествия 4 4 Зачѐтное занятие 10. Креативная гимнастика 8 8 Зачѐтное занятие 11. Постановка и отработка концертных номеров Итоговое занятие 12 11 Зачѐтное занятие Концертноевыступление Всего: 72 12. 1 1 1 3 Зачѐтное занятие Зачѐтное занятие 69 3.2. Содержание учебного плана Тема 1. «Вводное занятие» Теория: Ознакомление с программой и графиком работы. Понятия «ритмика», «танец», «приветствие», «поклон». Инструктаж «Правила поведения обучающихся в Доме детского творчества». Практика: Игра-тест на знакомство «Цветик-семицветик». Тема 2. «Игрогимнастика» Практика: Выполнение общей игровой разминки (марш с носка по кругу, шаг на полу пальцах, на пятках, «гусиный шаг», бег, галоп). Тема 3.«Игротанцы» Теория: Объяснение техники выполнения игротанцев «Полька» и элементов вальса. Практика: Разучивание техники исполнения игротанцев (приставного шага стоя в линиях; тройного шага по кругу, приседания с выносом ноги на каблук). Тема 4. «Танцевально-ритмическая гимнастика» Практика: Разучивание специальных композиций и комплексов упражнений («Зверобика», «Делай как я», «У жирафа»). Тема 5. «Игропластика» Практика: Освоение специальных упражнений для развития мышечной силы и гибкости (наклоны и повороты головы, корпуса, правильная постановка рук на пояс). Тема 6. «Пальчиковая гимнастика» Практика: Ритмическое сжимание и разжимание пальцев, одновременное сжимание пальцев, резкое раскрывание пальцев, упражнение «ловим муху» (резкое сжимание кулаков), пальцы «здороваются» друг с другом, волнообразные движения кистями рук. Тема 7. «Игровой самомассаж» Практика: Освоение правильной техники выполнения самомассажа, поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. Тема 8. «Музыкально-подвижные игры» Практика: Подвижные игры на внимание, координацию и ориентацию в пространстве («Паровозик», «День-ночь»). Тема 9. «Игры-путешествия» Практика: Игры на развитие образного и пространственного мышления, подражание животным, профессии, фигуры («Путешествие по станциям», «Времена года», « Море волнуется раз…»). Тема 10. «Креативная гимнастика» Практика: Выполнение упражнений сидя и лѐжа на полу (перекаты на спине «бревно», подъѐм на лопатки «берѐзка»). Тема 11. «Постановка и отработка концертных номеров» Теория: Образы в эстрадном номере и показ танцевальных связок и рисунка. Практика: Разучивание и отработка техники исполнения движений концертных номеров. Тема 12. Итоговое занятие. Практика: Участие в отчетном концерте, подведение итогов за учебный год. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы кружка «Фантазѐры» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты. Обучающийся будет знать: музыкальные размеры, темп и характер музыки; хореографические названия изученных элементов; знать позиции ног. Воспитанник будет уметь: воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть корпусом во время исполнения движений; ориентироваться в пространстве; координировать свои движения; исполнять хореографический этюд в группе. Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся 5.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год. № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество академических часов в неделю 2 4 Количество часов 36 5 Недель в I полугодии 16 6 Недель во II полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Выходные дни 31 декабря-8 января 9 Окончание учебного года 31 мая 5.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Музыкальный зал 2. Спортивная форма и обувь 3. Музыкальный центр 4. Ноутбук 5. Диски с записями танцевальных движений 6. Музыкальные диски Кадровое обеспечение Для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы Педагогом используются основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач: метод практического обучения, где осуществляется освоение простых танцевальных элементов, маршировок и перестроений; метод наглядного восприятия - способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям; метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы; метод словесный - словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными; необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово. метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха; игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий, возрасту и подготовленности детей; метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности. Перечисленные методы помогают оживить занятие, придают ему эмоциональную окраску, обеспечивая развитие индивидуальности и самостоятельности, помогая заинтересовать каждого ребенка. В педагогической работе используется ряд приемов, которыми педагог пробуждает у детей желание к творчеству. Метод показа и словесный метод объединяются и подкрепляются методическим приемом - музыкальным сопровождением, что помогает детям согласовывать движения с музыкой. В работе используется импровизационный метод, когда дети свободно и непринужденно двигаются под музыку, где каждый в движении выражает себя индивидуально. По мере обучения используется концентрический метод, который заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, ребенок вновь возвращается к пройденному материалу, но уже в более усложненных вариантах. Методическое обеспечение направлено на решение программных задач, которые носят социально-значимый, общественно полезный характер и поддерживают социальные новации, формируют развитие личности. Задача педагога состоит в создании атмосферы соревнования, которые обеспечивают реальные достижения и ведут к включению механизма самореализации. Для эффективной работы и достижения высокого творческого результата в педагогической деятельности используются следующие формы занятий: групповая форма (группы формируются по 12 человек) коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций или постановок танцев, где задействовано несколько возрастных групп); индивидуальная форма (работа с одаренными детьми (солистами), а также работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал). В процессе обучения тренируются все виды памяти: зрительная, слуховая и моторная. Применение нетрадиционных форм занятий является мотивацией и стимулом в обучении, развивает познавательный интерес, снимает напряжение, оказывает эмоциональное воздействие на детей. Формы проведения нетрадиционных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. В своей работе использую следующие технологии обучения: личностно – ориентированная; технология обучения в сотрудничестве; технология игрового обучения (творческие задания); здоровьесберегающая технология; Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и методического материала. Обучающийся активно участвует в личностно-ориентированном обучении – принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, что помогает сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более результативным процессом. Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для становления самобытного интеллектуального личностного образа. Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучать детей по Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией, включая индивидуально-групповую и командно-игровую работу. В первом случае обучающиеся разбиваются на подгруппы по 2-4 человека (дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Подгруппам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении индивидуальных заданий. Технология игрового обучения. Для занятий подбираются игровые танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий. Нетрадиционные занятия помогают развивать у детей воображение, эмоциональность и закладывают истоки творчества. Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме игровых танцевальных соревнований. На занятиях используются различные подвижные игры, такие как: игра «Море волнуется…» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу); «Любимые игрушки» (танцевальные позы и движения). Здоровьесберегающие технологии обладают мощным здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения хореографии, обеспечивая потребность в физической активности детей, в общении друг с другом, развивая умственные, нравственные и эстетические чувства. Применяя данную технологию, ставим следующие задачи: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения радости в процессе обучения; формирование у детей понимания, что занятия хореографией – это способ поддержания здоровья и развития тела. 5.2. Формы контроля и оценочные материалы Диагностика проводится 2 раза в год. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения и анализа детской танцевальной деятельности. Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок. Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаѐт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6.1. Литература, использованная при составлении программы 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000г. 2. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий,2006г. 3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006г. 4. И.Каплунова, И.Новоскольцева Топ-топ, каблучок». Танцы в детском саду. – С.- П.: Композитор, 2005г. 5. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006г. 6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006г. 7. М.А.Михайлова, Н.В.Воронина Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2004. 6.2. Литература для обучающихся и родителей 1. Великович Э. Здесь танцуют. СПб.: 2002. 2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997. 3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575854 Владелец Родненко Светлана Анатольевна Действителен С 07.06.2022 по 07.06.2023