СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы 1.2. Актуальность программы 1.3. Адресат программы 1.4.Режим занятий 1.5.Объем программы 1.6.Срок освоения программы 1.7.Особенности организации образовательного процесса 1.8.Формы обучения 1.9. Виды занятий 1.10. Формы подведения итогов реализации программы 2. Цель и задачи общеразвивающей программы 3. Содержание общеразвивающей программы 3.1. Учебный план 3.2. Содержание учебного плана 4. Планируемые результаты 5. Организационно-педагогические условия 5.1. Календарный учебный график 5.2.Условия реализации программы 5.3. Формы контроля и оценочные материалы 6. Список литературы. 6.1. Литература, используемая при составлении программы 6.2. Литература для обучающихся и родителей 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-Мастер» (далее по тексту – программа «Лего-Мастер») Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №12 (МАДОУ №12) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной детальности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной детальности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 (далее Порядок); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 0 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы» 3 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»): Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период 2035 года» Устав МАДОУ №12 Сроки реализации - 9 месяцев Возраст детей – 6-7 лет Разработчик Программы –Матросова Наталья Викторовна – педагог дополнительного образования. 1.1. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-мастер» имеет техническую направленность 1.2. Актуальность программы В Свердловской области разработана и реализуется Комплексная программа «Уральская инженерная школа», которая состоит из двух равноценных блоков - «образовательного» и «промышленного». Программа «Уральская инженерная школа» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое. Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности ставит новую задачу перед образованием - подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или 4 субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 реализация программы по лего – конструированию является актуальной, так как данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов. 1.3. Адресат программы Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники учатся работать не только по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, анализировать ее. Добавляется форма работы – конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. В игре каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, он сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. При игре с конструктором LEGO наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его склонности, знания и представления. 1.4. Режим занятий Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час 1.5.Объем программы Объем программы – 36 часов 1.6. Срок освоения программы Занятия кружка проводятся в период с сентября по май - 9 месяцев (один учебный год). 1.7. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель – освоение содержания происходит в течение одного учебного года на базе МАДОУ №12. 1.8. Формы обучения Форма обучения по программе очная, групповая. 1.9. Виды занятий: Занятия носят творческий характер. Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий: - беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования; - работа по образцу; -обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки; - самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; 5 - коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учѐтом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 1.10. Формы подведения результатов организация выставки работ, представление собственных моделей, работа над проектами, открытое занятие. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: развитие познавательных способностей дошкольников на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора LEGO. Задачи Программы: Развивающие: Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение, мышление. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения. Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников. Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников. Развивать мелкую моторику, речь, познавательную и исследовательскую активность детей. Обучающие: Формировать у детей умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO и овладевать вариативными способами соединения деталей для решения конкретной конструктивной задачи. Формировать умения детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели. Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования. Воспитательные: Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу. Закреплять положительные эмоциональные чувства при достижении поставленной цели. 6 3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 33 Название раздела, темы Раздел «Путешествие по ЛЕГО – стране» Знакомство с ЛЕГО Путешествие по ЛЕГО – стране. Исследователи цвета Исследователи кирпичиков Исследователи формочек Баланс конструкций. Виды крепежа Отработка вариантов скреплений формочек и кирпичиков, развитие фантазии и речи Раздел «Транспорт нашего города» Грузовой и легковой транспорт Транспортные средства оперативных служб Железнодорожный и воздушный транспорт Раздел «Дома нашего города» Высотные и одноэтажные дома Крепости и башни Замки Раздел «Животный мир» Домашние животные Дикие животные Домашние и дикие птицы Насекомые Сказочные животные. Герои сказок Раздел «Конструктивно-игровая деятельность Графические упражнения» Изготовление конструкций по словесным инструкциям Конструирование по замыслу Конструирование по образцу Конструирование по схеме Конструирование по рисунку «Персонажи любимых книг» Итоговая аттестация Итого: Количество часов всего 2 теория 1 практика 1 2 4 1 2 1 2 5 2 2 1 1 1 4 1 1 2 1 1 3 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 3 3 3 2 3 3 3 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 3 1 2 2 3 2 2 1 1 1 2 2 1 1 2 72 27 2 45 Форма аттестации/ контроля Анализ продукта детской деятельности 7 3.2. Содержание учебного плана Введение в образовательную программу Теория. Знакомство с детьми. Практика. Игра «ЛЕГО друг». РАЗДЕЛ 1 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕГО СТРАНЕ» Тема 1.1. «Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО игра детей» Теория. Знакомство детей с конструктором и деталями конструктора ЛЕГО (лего дупло). Основные различия между конструкторами. Практика. Спонтанная игра с ЛЕГО конструктором. Наблюдая за спонтанной игрой детей в новый, яркий, красивый конструктор, педагог может сделать выводы об эмоциональности детей, способности включиться в деятельность, об уровне развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности, о сформированности конструктивно-игровых действий. Тема 1.2. «Путешествие по ЛЕГО стране. Исследователи цвета». Теория: Продолжение знакомства детей с ЛЕГО деталями, с цветом ЛЕГО элементов. Активизация речи, расширение словаря, развитие эмоциональной сферы. Ориентировка в цвете деталей. Значение слов «цвет», а также «красный», «желтый», «зеленый» и «синий». Классификация деталей. Практика. Игра «Строим башни». Раскрашивание фломастером контур ЛЕГО деталей. Тема 1.3. «Исследователи кирпичиков». Теория. Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков. Ориентировка в деталях ЛЕГО. Виды кирпичиков: 2х2, 2х4, 2х6, 2х8. Знакомство с вариантами скреплений. Практика. Игры: «Скреплялки» и «Нескреплялки». Графические упражнения. Выполнение словесных инструкций. Игра «Послушай и сделай». Тема 1.4. «Исследователи формочек». Теория. Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО деталей-формочек, и вариантами их скреплений. Выработка навыка различения деталей, классификации деталей. Отработка умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу. Практика. Пальчиковая игра «Угадай, что в волшебном ящике». Игра «Найди такую же деталь» (отработка вариантов скреплений формочек и развитие фантазии). «Фантазеры» (графические упражнения). Классификация ЛЕГО конструктора. Выполнение словесных инструкций. «Послушай и сделай» (свободная конструктивно-игровая деятельность детей и развитие речи), развитие ориентировки в деталях. «Найди такую же деталь», «Под платочком». 8 Тема 1.5. «Баланс конструкций. Виды крепежа». Теория. Волшебные кирпичики. Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Практика. Приобретение навыков различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу. Развитие речи. Отработка вариантов скреплений формочек и кирпичиков, развитие фантазии. Постройка из 5 деталей разных форм и цветов, скрепленных разными способами. Тема 1.6. «Отработка вариантов скреплений формочек и кирпичиков, развитие фантазии и речи». Теория. Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО деталей-формочек и кирпичиков, и вариантами их скрепления. Понятие симметрия. Умение чередовать цвет в своих постройках. Практика. Выработка навыков различения деталей, классификации деталей. Отработка умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу. Выполнение задания по словесным инструкциям и схемам. РАЗДЕЛ 2 «ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА» Тема 2.1. «Грузовой и легковой транспорт». Теория: Демонстрация картинки и проведение беседы на тему «На чѐм ездят люди?». Дети узнают и называют знакомые им средства передвижения, отмечая особенности передвижения каждого (автомобиль и автобус – едут). Загадывание загадки. Беседа: Чем занимается шофер? Какие машины вы знаете? Каким общим словом можно назвать все машины? Для чего служит транспорт? Обобщается понятие «транспорт»: пассажирский (общественный, индивидуальный), грузовой. Сравнение понятий. Практика. Работа по картинкам с изображением различных видов транспорта. Конструирование машин. Тема 2.2. «Транспортные средства оперативных служб». Теория. Рассказ о специализированном транспорте, виды и назначение. Практика. Работа в группах по построению транспортных средств. Рассказ о своей конструкции. Тема 2.3. «Железнодорожный и воздушный транспорт». Теория. История развития железнодорожного и воздушного транспорта. Практика. Командное изготовление макета воздушного транспорта (самолет, вертолет, ракета), изготовление макета железнодорожного транспорта. Выставка работ. Презентация конструкции. РАЗДЕЛ 3 «ДОМА НАШЕГО ГОРОДА» Тема 3.1. «Высотные и одноэтажные дома». Теория. Знакомство с видами зданий (одноэтажные, многоэтажные). Детали из которых состоят здания. 9 Практика. Конструирование по образцу «Зайкина избушка» (одноэтажный домик, сборка стен и крыши, разные виды крыш, конструирование модели крыши). Испытание моделей. Конструирование собственной модели высотного и одноэтажного дома. Сборка лестниц и перекрытий, снимаемого второго этажа. Тема 3.2. «Крепости и башни». Теория. Что такое башня, какие бывают башни (крепостные, сторожевые, водонапорные, телевизионные и др.), для чего они нужны, из чего их строят. Падающие башни. Сказки про башни, дворцы. Практика. Конструирование башни по образцу. Защита проектов Испытание моделей. Конструирование собственной модели башни. Тема 3.3. «Замки». Теория. Виды и интерьер замков, рыцари, оружие. Практика. Строительство замка. Презентация проекта. РАЗДЕЛ 4 «ЖИВОТНЫЙ МИР» Тема 4.1. «Домашние животные». Теория. Виды домашних животных. Клички животных. Практика. Просмотр фильма о домашних животных. ЛЕГО конструирование домашних животных. Тема 4.2. «Дикие животные». Теория. Любить все живое. Животные из «Красной книги». Практика. Просмотр фильма о животных леса. Конструирование модели животного. «Исправь ошибку». Рисование животных. Тема 4.3. «Домашние и дикие птицы». Теория. Домашние птицы. Сравнение птиц по размеру. ЛЕГО конструирование птиц по карточкам. Кормушки для птиц. Практика. ЛЕГО - конструирование птиц и кормушки для птиц. Тема 4.4. «Насекомые». Теория. Виды насекомых и бабочек. Симметричность ЛЕГО моделей. Практика. Сборка бабочек и разных насекомых из ЛЕГО деталей. Презентация работ. Тема 4.5. «Сказочные животные. Герои сказок». Теория. Русские народные сказки. Сказки русских писателей. Сказки зарубежных писателей. Практика. Проект ЛЕГО «Сказочные животные». РАЗДЕЛ 5 «КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ» Тема 5.1. «Изготовление конструкций по словесным инструкциям». Теория. Продолжить рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. 10 Учить детей конструировать по схеме, предложенной педагогом и строить схему будущей конструкции. Дать понятия об алгоритме, ритме, ритмическом рисунке. Практика. Рассматривание схем, иллюстраций, фотографий выделение общих и индивидуальных признаков, выделение основных частей предмета и определение их формы. Выполнение и конструирование по словесным инструкциям. Тема 5.2. «Конструирование по замыслу». Теория. Закрепление знаний, реализация собственных замыслов в конструировании из разных материалов. Практика. Графические упражнения. Конструирование по свободной теме (сарайчик для домашних животных, зима Новый год, Легомозаика, обустройство дома изнутри, в нашем дворе и т.д.). Тема 5.3. «Конструирование по образцу». Теория. Особенности конструирования по образцам. Практика. Графические упражнения. Конструирование по образцу (деревенский домик плоский, дерево, скамеечка, зайчик, медведь, ѐлочка, машина легковая и т.д.). Тема 5.3. «Конструирование по схеме». Теория. Обобщение и закрепление полученных знаний. Практика. Конструирование по схемам (многоэтажный дом плоский, машина грузовая, лодка, самолѐт, вертолѐт, легомозаика «Бабочка», многоэтажный дом объѐмный и т.д.). Тема 5.4. «Конструирование по рисунку «Персонажи любимых книг». Теория. Понятия о сюжетной композиции, анализ особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO. Практика. Выбор своего любимого героя и создание модели по иллюстрации из книги. Презентация своего героя. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: У детей сформируются: морально-волевые качества: старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность; качества самостоятельно договариваться друг с другом; У детей разовьются: мелкая моторика рук, поисковая творческая деятельность, эстетический вкус. Личностные результаты: совершенствуются коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; 11 сформируются предпосылки учебной деятельности, умение и желание трудиться; сформируется умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью Предметные результаты: К концу обучения дети могут: сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия; использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем; строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой; конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей располагать кирпичики, пластины вертикально; правильно использовать детали строительного материала; 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год. № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество академических часов в неделю 2 4 Количество часов 36 5 Недель в I полугодии 16 6 Недель во II полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Выходные дни 31 декабря-8 января 9 Окончание учебного года 31 мая 5.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Тип оборудования Наименование Количество Оборудование и Стол 4 материалы Стул детский 10 Мольберт магнитный 1 Конструкторы: ЛЕГО- моя первая история 1 ЛЕГО –DUPLO (ферма) 1 ЛЕГО-дикие животные 4 12 Технические средства Бумага для ксерокопий Карандаши простые Ноутбук 5 10 1 Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности в области технического образования дошкольников и владеющий технологией конструирования и робототехники. Методические материал Формы организации обучения дошкольников конструированию. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова: 1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу 3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в 13 которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. 5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. 6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений. На занятиях используются следующие методы и приемы: Методы Наглядный Информационно рецептивный Репродуктивный Практический Словесный Проблемный Игровой Частично поисковый Приѐмы Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе; работа по схеме инструкции показ, видео-просмотр. Обследование лего- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий 14 5.3. Формы контроля и оценочные материалы Изучение результативности образовательных результатов, обучающихся строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника. В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.). В процессе контроля предполагается применение различных методов оценки: изучение продуктов деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, предложения небольших заданий). 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6.1. Литература, использованная при составлении программы 1 Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. 2 Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 3 Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981. 4 Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 6.2. Литература для обучающихся и родителей 1 Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. 2 Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 3 Энциклопедия юного ученого. Техника. – М.: Росмен, 2001 15