Паспорт программы развития на 2019-2024 г. Наименование программы Основания разработки программы, нормативные документы Разработчик программы Программа развития МАДОУ д/с № 12 на 20192024г. 1. Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ для "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") 2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26). 4. Конституция РФ 5. Конвенция о правах ребенка 6. Устав МАДОУ №12 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1155) Заведующий д/с - Родненко С.А. Ст. воспитатель д/с – Бердюгина А.А. Сроки выполнения и Программа реализуется в период с 2019 г. по 2024г. этапы реализации программы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МАДОУ д/ с № 12 за предыдущий период. Назначение В ней отражены тенденции изменений, программы охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Проблема Цель Задачи Недостаточная готовность и включѐнность родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Обеспечить условия для функционирования ДОУ как открытого,современного учреждения, реализующего качественныеобразовательные услуги, максимально удовлетворяющиесоциальному заказу государства и родительского сообщества ДОУ. 1 Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждогоребенка, с учетом его индивидуальных особенностей ивозможностей. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребѐнка в разных видах деятельности. 2 Обеспечить эффективное, результативное функционирование ипостоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3 Оказания комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям,реализации программ психологопедагогической, методической иконсультативной помощи родителям детей, которые получают дошкольное образование. 4 Совершенствовать развивающую предметнопространственнуюсреду детского сада с целью создания оптимальных условий дляреализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов. 5 Создание условий для полноценного сотрудничества ссоциальными партнерами для разностороннего развитиявоспитанников. Использование возможностей сетевоговзаимодействия и интеграции в образовательном процессе. 1 Обеспечение равных возможностей для получения дошкольногообразования. 2 Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3 Построение современной комфортной развивающей предметно-пространственной среды и обучающего пространства всоответствии с требованиями ФГОС ДО. 4 Улучшение материально-технической базы. 5 Повышение компетентности педагогов и реализация современных требований к образовательному процессу,повышение компетентности педагогов в установлении партнерскихотношений; 6 Стабильно функционирующая система межведомственноговзаимодействия с целью повышения качества образования,обеспечение внедрения инноваций из разных областей науки и практики в образовательный процесс детского сада, через участиеспециалистов учреждения образования, здравоохранения, культурыи спорта в реализации всех блоков ООП ДО. 7 Совершенствование форм взаимодействия с семьямивоспитанников, направленной на усиление родительскойактивности и ответственности родителей за воспитание детей,выявление лучшего опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей (законных представителей) вустановлении партнерских отношений; 8 Расширение участия общественности в управлении дошкольнымучреждением за счѐт организации и стабильногофункционирования в детском саду органов общественногосамоуправления. Ожидаемые результаты Этапы реализации Программы Программа рассчитана на 5 лет. I этап – 2019-2020 гг. Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы): - диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы. Работа по подготовке кадровых, нормативноправовых,материально-технических, финансовых ресурсов и обеспечениеметодического сопровождения реализации преобразований (внесение изменений в Устав, разработка локальных актов,обновление материально- технической базы). Мониторинг удовлетворенности образовательных потребностейвоспитанников и их законных представителей. Анализ, корректировка цели, конкретизация задач и содержанияработы на этапе. II этап – 2019-2021 гг. (реализации) Развивающий этап (работа по преобразованию существующейсистемы, переход учреждения в проектный режим работы): - апробация новшеств и преобразований - внедрение их в текущую работу детского сада. Реализация разработанных мероприятий и организационных механизмов внедрения отработанных инновационных проектов в деятельности детского сада, мониторинг программы и ее корректировка. III этап – 2021- 2022 г. Аналитико-информационный этап (анализ эффективностиреализации программы, аналитическая оценка качественных иколичественных изменений, произошедших в учреждении,транслирование передового опыта работы): - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности сцелями и задачами по основным блокам реализации Программы. Подготовка проектов и программы дальнейшего инновационногоразвития детского сада. Приоритетные направления Программы Управление качеством дошкольного образования по совершенствованию основных направлений: физического; социально-коммуникативного, познавательного, речевого, ихудожественно-эстетического развития детей. -Программное обеспечение, методики, технологии. - Информатизация образования. - Современные модели образовательного процесса. - Безопасность образовательного процесса. - Кадровая политика. - Взаимодействие с родителями, повышение их компетенции в воспитании и развитии своих детей. - Социальное партнерство. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. определяет стратегию развития Учреждения с 01.09.2019 года по 01.09.2024 года. Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, которая затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Составление нового документа обусловлено окончанием срока реализации предыдущей программы, необходимостью постановки новых целей и задач перед коллективом на основе проведенного проблемного анализа деятельности МАДОУ № 12 за 2014-2019 г.г. Программа разработана в соответствии со следующими стратегическими документами развития системы образования: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р; Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе, и на поддержку, развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования. Современные ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Реформы современного дошкольного образования характеризуются интенсивными поисками путей обновления его содержания, созданием оригинальных методов и средств развития, воспитания и обучения дошкольников, направленных на обеспечение позитивной социализации, создания условий для развития самостоятельности и инициативы воспитанников. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В современных условиях дошкольное учреждение представляет собой открытую развивающуюся систему, основа которой - успешное взаимодействие с социумом. На практике отмечаются следующие общие проблемы дошкольного образования, характерные, в том числе, и для МАДОУ д/с № 12: - недостаточное использование развивающих технологий в работе с детьми, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; - преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанников; - неготовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе поддержки детской субъектности; - несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребѐнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребѐнка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребѐнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны, профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности ДОУ служат: обеспечение доступности качественного дошкольного образования, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с высоким уровнем развития; осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников; развитие профессионального и творческого потенциала педагогических кадров; улучшение материально-технической базы МДОУ; совершенствование внутренней системы оценки качества образования. Реализация программы предполагает работу в рамках нескольких проектов, направленных на решение ее основных задач. Выбор именно этого подхода является следствием осмысления преимуществ проектной деятельности и освоения проектной технологии, как наиболее адекватной в современном управлении. 3. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ Информационная справка об образовательном учреждении автономное дошкольное Полное наименование Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 12 учреждения (далее – ДОУ) Кушвинский городской округ в лице Учредитель отраслевого органа - Управление образования Кушвинского городского округа Муниципальное автономное дошкольное Организационнообразовательное учреждение правовая форма Структура и органы Заведующий: Родненко С.А. Коллегиальные органы управления: управления МАДОУ № 12 - Общее собрание работников, образовательной Педагогический совет, Совет родителей. организацией 624300 Свердловская область, г.Кушва, Юридический/ ул.Линейная 25 фактический адрес: Телефоны: +7(34344)2-24-62 dskatucha@mail.ru на Серия 66 Л 01 №0003164, регистрационный № 12381 дата выдачи 13 апреля 2010 года, выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Приложение № 1 к лицензии № 000316413 апреля 2010 года Пятидневная рабочая неделя - с 7.30 до 18.00 Режим работы Выходные дни - суббота, воскресенье, дополнительные выходные, праздничные дни устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Структура и количество В учреждении функционируют 6 групп из групп них: 2 группы для детей раннего возраста от 1 до 3-х лет; 4 группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 8 лет; Основное направление Деятельность направлена формирование общей культуры дошкольников, разностороннее деятельности ДОУ развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного E-mail: Лицензия осуществление образовательной деятельности Реализуемые образовательные программы Образовательный педагогов: освоения ими к концу обучения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. 1.Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 12 ценз По возрасту: До 25 лет –4 человек 25-35 лет – 3 человек 35-45 лет – 2 человек 45-55 лет – 1 человек 55 и старше – 1 человек. По образованию: высшее - 1 человек, среднее специальное - 10 человек, По стажу работы: до 2х лет – 2 до 5 лет –1 до 10 лет – 2 до 20 лет – 3 свыше 20 лет – 3 По категории: высшая категория – 0 педагогов, 1 категория – 9 педагогов, соответствуют занимаемой должности –2 педагога - 6 полностью оборудованных групповых Материальнотехническая база для помещений; музыкальный зал совмещенный с осуществления физкультурным залом; образовательной - медицинский блок; деятельности - методический кабинет - пищеблок - 6 прогулочных участков, оборудованных теневыми навесами и малыми архитектурными формами; «Волшебный квадратик» Платные «Лего» дополнительные образовательные услуги «Лего Мастер» 3.1 Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ 3.1.1. Анализ реализации предыдущей Программы развития (2014-2019 г.) В период с 2014 по 2019 годы дошкольное образование в учреждении развивалось в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Программой развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 на 2014-2019 годы и основной образовательной программой ДОУ. Основными целевыми ориентирами программы были: - обновление системы организации дошкольного образования, -укрепление здоровья воспитанников, внедрение системы инклюзивного образования, - повышение профессиональной компетентности педагогов, -создание безопасной предметно-развивающей и материальнотехнической среды в соответствии с требованиями нормативных документов. Мероприятия программы развития на 2014 – 2019 гг. реализованы в полном объеме. К основным итогам реализации Программы развития дошкольного учреждения можно отнести следующее: - педагогический коллектив успешно осваивает современные формы взаимодействия с воспитанниками, внедряет в образовательный процесс эффективные педагогические технологии (игровые технологии, ИКТ, технологии педагогики сотрудничества, педагогические проекты), что позволяет учитывать личные интересы и предпочтения воспитанников, использовать интегративные формы развития детей; - на протяжении 5 лет 100% выпускников продолжили обучение в общеобразовательных школах города. - до 20% выпускников ДОУ посещают образовательные учреждения дополнительного образования по интересам; - созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Помимо ООД, в учреждении проводятся спортивно-игровые мероприятия, открытые просмотры, Дни открытых дверей для родителей (законных представителей); - сформирована команда педагогов-единомышленников. 85% педагогов прошли курсы повышения квалификации, из них 65% по вопросам реализации ФГОС ДО, количество педагогов с первой категорией выросло на 50%; - созданы оптимальные условия для самореализации членов коллектива через распространение своего опыта в педагогических сообществах города и области,выступления на семинарах и конференциях, участие в работе инновационной площадки; - педагоги дошкольного учреждения принимают участие в работе экспертных групп и жюри конкурсов; - активизировалась профессиональная и творческая инициатива педагогов, о чем свидетельствуют многочисленные победы в конкурсах разного уровня; - стали более разнообразными формы взаимодействия с родителями. В практику активных мероприятий вошли спортивные соревнования, музыкально-спортивные праздники и развлечения, интеллектуальные марафоны и квесты. - за прошедший период завершилось становление системы управления ДОУ. В настоящее время управление ДОУ осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ДОУ является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельности ДОУ. Коллегиальными органами управления являются: общее собрание работников учреждения, педагогический совет. Родители участвуют в управлении образовательным процессом через родительские комитеты, общие родительские собрания и Совет родителей. Таким образом, анализ результативности выполнения Программы развития за 2014-2019 гг. показывает, что детский сад последовательно решает задачи обновления образовательной деятельности, реализует ФГОС ДО. На сегодняшний день можно констатировать факт содержательного перехода учреждения в режим обновления, что является результатом качественных изменений и создание необходимых условий для перевода ДОУ в режим развития. 3.2. Анализ состояния внутренней среды учреждения 3.2.1. Кадровое обеспечение Для кадрового потенциала МАДОУ детский сад № 12 характерны стабильность состава педагогических работников, что подтверждается показателем сохранения педагогического контингента: 81% педагогов работают в стенах детского сада более 10 лет. Учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами. 92 % педагогов имеют первую категорию. Уровень профессиональной подготовки педагогических работников соответствует тарифно-квалификационным требованиям по должностям работников учреждений образования российской Федерации, должностным инструкциям и требованиям профессионального Стандарта. Все педагоги работают на основе эффективного контракта (договора). Администрация ДОУ обеспечивает условия для профессионального роста сотрудников, организует своевременное обучение на курсах повышения квалификации (за 3 года обучились 87% педагогов), участие в работе ММО. Педагоги дошкольного учреждения изучают опыт работы своих коллег в других учреждениях города и области на семинарах, семинарах-практикумах, открытых показах педагогического процесса, круглых столах, мастер-классах, конференциях. Сравнительные показатели участия педагогов в методических мероприятиях регионального и муниципального уровня 2016\2017 2017\2018 2018\2019 Название мероприятия 1. Региональные и муниципальные 2 13 конференции, форумы, круглый стол 2. Семинары, вебинары 2 1 3 3. Мастер - классы 3 11 4. Фестивали, акции 3 8 10 5. Профессиональные конкурсы 8 5 9 6. Распространение своего опыта 2 4 14 через педагогические сообщества 7. Распространение опыта в СМИ 9 3 14 80% педагогов владеют компьютером, освоили ИКТ и активно используют технологию в практике своей работы с детьми и родителями (использование презентаций и видеороликов в образовательном процессе, ведение электронного документооборота). Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование. Результаты работы по самообразованию – источник пополнения методического кабинета. Это и конспекты ООД, планы разнообразных видов деятельности, дидактические игры, памятки для всех участников образовательных отношений, методические разработки по разным образовательным областям. Сегодня наиболее актуальным является развитие динамических способностей педагога, формирования у них ключевых компетенций и компетентностей. А именно, умение целостно видеть развитие ребенка, осуществлять педагогическую деятельность с учетом изучения индивидуальных особенностей ребенка и прогноза его развития, владеть ораторскими способностями и коммуникативными навыками, быть менеджером своего дела и уметь выстраивать взаимоотношения со всеми субъектами образовательных отношений. Анализируя работу по направлению «Кадровое обеспечение» можно сделать вывод, что в педагогическом коллективе ДОУ сформирован интерес педагогов к повышению квалификации, востребованы курсы в области информационно-коммуникативных и инновационных педагогических технологий, педагоги заинтересованы в участии в мероприятиях города и края. Но, возникшая за последние годы проблема старения педагогических кадров, отсутствие притока молодых специалистов в детский сад становится актуальной. Исходя их этого, в Программу развития на период 2019-2024 гг. следует включить: • создание условий для саморазвития и самореализации педагога через разные формы распространения опыта работы педагогов, организацию новаторских и экспериментальных площадок; • разработку комплексного плана повышения профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, развивающий его информационную культуру, профессиональные компетентности; • совершенствование системы оценки качества педагогической деятельности и материального стимулирования кадров. 3.2.2. Контингент воспитанников В дошкольном учреждении функционируют 6 групп, из которых 2 группы раннего возраста, 4 дошкольных групп общеразвивающей направленности. В настоящее время ДОУ посещают 143 человека. Из них 34 человека посещают группы раннего возраста, 109 человек посещают дошкольные группы. В 2018-2019 учебном году детский сад посещали 2опекаемых ребенка. Работа с такими детьми находится под пристальным вниманием педагогов. Комплексная оценка здоровья. Комплексную оценку состояния здоровья детей и медицинское обслуживание МАДОУ детский сад № 12 осуществляет детская поликлиника. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, процедурной. В медицинском кабинете ДОУ имеется все необходимое оборудование в соответствии с требованиями и нормативами СанПиН. В детском саду регулярно проводится контроль реализации задач по выполнению оздоровительных мероприятий (закаливание, проветривание, двигательный режим, наполнение физкультурных уголков, организация занятий в физкультурном зале, в бассейне и на свежем воздухе, состояние планирования по физическому воспитанию). В соответствии с планом проводится вакцинация детей, медицинская диагностика состояния здоровья, анализ динамики уровня заболеваемости каждого ребенка, контроль над состоянием заболеваемости. Сравнительный анализ заболеваемости (пропуск дней по болезни одним ребенком) Количество случаев Количество Календарный заболеваний пропущенныхдетодней по год на 1 ребенка болезни одним ребенком за год 2017 12,2 11.8 2018 12,5 12,1 2019 12,1 11.6 Рост показателя заболеваемости в 2018 г. можно отнести за счет увеличения количества детей раннего возраста, ежегодное увеличение количества детей с функциональными отклонениями в здоровье. Положительная динамика наблюдается в снижении числа пропусков по болезни на одного ребенка, уменьшении средней продолжительности одного заболевания. Продолжается снижение числа пропусков детодней по болезни. Таким образом, в работе ДОУ большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей. Следует продолжать работу по снижению заболеваемости детей и в следующем году, продолжить взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей потребности здорового образа жизни. Сохранение и укрепление и здоровья детей Охрана и укрепление здоровья воспитанников в детском саду осуществляется посредством медицинского обслуживания, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, организации профилактической и физкультурно-оздоровительной работы. Понимая, что только здоровый и активный ребенок сформирует необходимые для успешного обучения интегративные способности и индивидуальные качества, коллектив детского сада уделяет внимание всем формам сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Реализация задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников осуществляется в трех направлениях: Работа детьми с -физкультурно-оздоровительная организованная образовательная деятельность; - тематические занятия валеологического содержания; - музыкальная терапия; - упражнения психогимнастики, релаксации; - «дорожки здоровья» (массажные коврики, мячи, су-джок, ребристые доски, нетрадиционные дорожки); - спортивные праздники; - утренняя зарядка (с элементами коррекции и дыхательными упражнениями); - воздушные ванны. Работа с санитарно-просветительская работа в рамках сотрудниками производственных собраний, гигиеническое обучение, ДОУ контроль за выполнением СанПиН; - освещение вопросов ЗОЖ на педсоветах, проведение семинаров, консультаций, тренингов. Работа с - индивидуальные консультации; родителями - семинары для родителей; -оформление тематических стендов; - открытые мероприятия с участием родителей; - совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ; - совместные спортивно-оздоровительные мероприятия; - оздоровительные походы. В целях профилактики, в период межсезонья в детском саду проводится ароматизация воздуха фитонцидами лука и чеснока. Круглый год проводится С-витаминизация пищи. В детском саду организовано сбалансированное, полноценное 4-х разовое питание. Качество поставляемых продуктов и технология их приготовления находятся под постоянным контролем. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов: свежие овощи, фрукты, соки. Ведется подсчет выполнения натуральных норм и их своевременная корректировка. В целом, в учреждении выдерживается оптимальный режим питания. Таким образом, в детском саду разработана и внедрена оптимальная система оздоровления для каждой возрастной группы. В ООП ДО разработана модель двигательного режима (по возрастам), включающая разнообразные формы взаимодействия с детьми: утреннюю гимнастику, ООД по физической культуре в спортивном зале и на воздухе, занятия на тренажерах, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, эстафеты, физкультурные досуги, праздники, соревнования и другие мероприятия. Исходя их этого, в Программу развития на период 2019-2024 гг. следует включить: - разработку системы профилактики простудных заболеваний в группах раннего и младшего дошкольного возраста, внедрения современных форм физкультурно-оздоровительной работы с валеологическим содержанием; - активизацию просветительской работы с сотрудниками и родителями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обучение вновь прибывших работников ДОУ на курсах по оказанию первой помощи; - создание на территории учреждения «Тропы здоровья». 3.2.3. Содержательная сторона образовательной деятельности. Образовательная программа МАДОУ детского сада № 12 разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учетом образовательных потребностей участников образовательных отношений. Содержательная сторона образовательной деятельности МАДОУ детский сад № 12 основывается на примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Москва:«Мозаика-Синтез», 2016 г.). Обновленный вариант программы «От рождения до школы» издан с учетом ФГОС ДО. В дополнение к программе «От рождения до школы» педагоги детского сада используют парциальные программы федерального и регионального уровня: «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, «Юный эколог» В.Н. Николаева, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. Использование педагогами парциальных программ, вариативных технологий и методик, направленных на физическое, интеллектуальное и личностное развитие, способствует накоплению и обогащению знаний детей, формирует у них практические умения и навыки, расширяет их кругозор, раскрывает творческий потенциал в соответствии со стандартом дошкольного образования. Решение программных задач осуществляется в течение всего пребывания детей в детском саду в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной детской деятельности. Основу организации образовательной деятельности во всех группах составляет комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью. При комплексно-тематическом планировании чаще используются такие виды деятельности, как встречи тематические проекты и экспериментирование, циклы событийных мероприятий, досуги, праздники, развлечения. В каждой группе используется свой режим дня, который устанавливает распорядок бодрствования и сна, время приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, координирует последовательность непрерывной образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников с учетом возрастных особенностей детей. Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование нагрузки НОД в течение недели определены в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049–13 №26 от 15.05.2013г. Педагоги планируют образовательный процесс в двух организационных моделях: -совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и совместная образовательная деятельность в режимных моментах); -самостоятельная деятельность детей. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В игре реализуется значительная часть образовательных задач таких областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социальнокоммутативное развитие», «Развитие речи». Как положительный факт можно отметить оптимальную интеграцию образовательных областей. Педагоги сочетают разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, продуктивную, музыкально-художественную, чтения художественной литературы. В рамках проведения ООД воспитатели используют активные методы обучения: проблемно-поисковые ситуации, детское экспериментирование, познавательно-развивающие опыты, речевые загадки, ИКТ, нацеливающие детей на пролонгированный познавательный интерес. Для самостоятельной деятельности детей педагоги дошкольного учреждения создают предметно-развивающую среду, которая обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Комплексно-тематический принцип планирования позволяет легко вводить в режим дня региональные и социокультурные компоненты. С учетом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста принцип регионализации дошкольного образования реализовывается через ознакомление детей с историей семьи, города, родного края; экологической культурой и ценностями Смоленской области. Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Итоговыми мероприятиями тематических недель становятся разноплановые мероприятия. Для комплексного решения образовательных задач в дошкольном учреждении разработана модель взаимодействия специалистов и воспитателей групп, включающая разные формы работы с детьми, как в группе, так и на занятиях у специалистов. Наблюдения за практикой организации образовательного процесса, анализ педагогических срезов отдельных видов совместной деятельности педагогов с детьми показывают наличие стереотипного поведения воспитателя в позиции «над ребенком». Часть педагогов остаются приверженцами традиционного содержания и методов педагогического процесса, что ограничивает возможности для повышения качества образовательных услуг. В большей мере педагоги ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста детей, недостаточно обращается внимания на индивидуальную траекторию развития воспитанников. Дифференцированной и индивидуальной работе с детьми отводится лишь 20% от времени пребывания ребенка в детском саду. Необходимость индивидуальной работы педагоги видят для детей, испытывающих затруднения в усвоении программного материала. Индивидуальная работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности в той или иной области, проводится только специалистами (музыкальными руководителями, инструктором по ФК). В основном обозначенные проблемы касаются педагогов–стажистов, которым трудно отказаться от привычной модели организации детской деятельности. Они не всегда ориентируются на интересы ребенка и зону его ближайшего развития, часто выступают носителем познавательных идей и ведущим наставником во взаимодействии с детьми. Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа по данному направлению ведется, но требует обновления и дифференциации. Необходимо сохранить имеющиеся положительные наработки и продолжать работу по предоставлению качественного образования каждому ребенку, определить формы и направления работы по реализации ФГОС ДО. В Программу развития на период 2019-2024 г.г. следует включить: - разработку плана совершенствования образовательного процесса, гарантирующего доступное и качественное дошкольное образование в соответствии с ФГОС ДО; - мероприятия по развитию инновационного потенциала учреждения с учетом создания ситуации успешности для детей с разными образовательными потребностями, обеспечивающие равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. 3.2.4. Развитие материально – технической базы и создание безопасных условий пребывания детей в ДОУ. МАДОУ детский сад № 12 функционирует с 1985 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Учреждение снабжено центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электричеством. Территория земельного участка ограждена забором. На территории детского сада имеется: 6 игровых площадок с теневыми навесами и игровыми постройками для двигательной активности и ролевых игр. В вечернее и ночное время вся территория освещается. В МАДОУ детский сад № 12 имеются музыкальный и спортивный залы, методический кабинет, медицинский кабинет с процедурной. Оформление всех помещений соответствует требованиям СанПиН, оборудовано необходимой мебелью и учебно-методическими пособиями. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием и имеет Лицензию на право ведения медицинской деятельности. Все групповые помещения детского сада соответствуют требованиям СанПиН. В группах уютно, комфортно, организованы центры для различных видов деятельности детей. Группы, кабинеты и залы оснащены мебелью, разнообразным игровым и спортивным оборудованием, дидактическим и коррекционным материалом. Учебно-материальная база (оборудование, пособия, методическая литература и т.п.) находится в хорошем состоянии, в достаточном количестве и постоянно обновляется. Учреждение оснащено техническими средствами обучения - имеются телевизоры, проектор, DVD, компьютеры, ноутбук, оргтехника, музыкальный центр, интерактивная доска. За 2014-2019 учебные года частично обновлена мебель: заменены детские столы и стулья, приобретены новые игровые стенки и игровое оборудование. Пополнен ассортимент учебно-методических пособий. Материально-техническое и программно-методическое обеспечение дошкольного учреждения позволяет решать образовательные задачи на современном уровне и в соответствии с ФГОС ДО. 3.2.5. Партнерские отношения с семьями воспитанников. Все формы работы с основными социальными заказчиками образовательных услуг – родителями воспитанников ДОУ прописаны в ООПДО. Наиболее активно используются такие формы работы с родителями как практикумы, мастер-классы для родителей, акции, «трудовой десант». Педагоги во всех группах ведут пропаганду педагогических знаний среди родителей через материалы стендов, папок-передвижек, тематических ширм. Воспитатели привлекают родителей к непосредственному участию в образовательном процессе. Так, в дошкольных группах детского сада проходят совместные мероприятия с родителями (законными представителями). Большинство родителей принимают активное участие в пополнении развивающей среды группы, в обеспечении безопасных и благоприятных условий пребывания детей в ДОУ, в проведении субботников. Продолжает функционировать сайт детского сада, где регулярно обновляются новости дошкольного учреждения, выкладывается консультационная информация по вопросам развития детей, фоторепортажи о наших успехах и достижениях. Анализируя деятельность учреждения по взаимодействию с семьями воспитанников, а так же материалы по итогам изучения семей воспитанников, анкетирования, образовательных запросов родителей, можно сделать вывод, что: - 98% родителей удовлетворены организацией дошкольного быта; - состоянием материально-технической базы учреждения удовлетворены 77% родителей; - санитарно-гигиеническим состоянием помещений удовлетворены 89% родителей; - оформлением помещений ДОУ удовлетворены 90 % респондентов; - обеспечением безопасных условий пребывания воспитанников в ДОУ удовлетворены 97 % родителей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне проведения работы коллектива; - организацией питания удовлетворены 77% родителей; - 98% родителей ответили положительно на вопрос «Уровнем образовательной деятельности: педагоги дают Вашему ребенку разносторонние знания?»; - 94% родителей считает, что педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка; - 79% родителей считает, что администрация создает условия для проявления и развития способностей воспитанников. В Программу развития на период 2019-2024 г.г. следует включить: - мероприятия, способствующие повышению роли семьи в становлении растущей личности, выявлению позитивного опыта семейного воспитания, - формы работы с привлечением родителей к управлению образовательным учреждением, -мероприятия, стимулирующие родительскую инициативность и заинтересованность, направленные на развитие учреждения. 3.3.Анализ внешней среды. Взаимодействие с социумом. Наше дошкольное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнерами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, повышению педагогического мастерства педагогов. Анализ выявленных потенциальных возможностей окружающего социума, интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает с социальными учреждениями города: МАОУ СОШ №10, детской библиотекой, детской поликлиникой, Домом детского творчества, школой искусств №2. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнерства, в рамках которой проводятся различные мероприятия: участие в реализации творческих проектов, экскурсии в библиотеку, встречи, выставки, игровые программы, концерты, мероприятия по сохранению здоровья и обеспечению прав детей. Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационнообразовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. Таким образом, суммируя все вышеизложенное можно выделить объективные положительные и отрицательные показатели деятельности учреждения. «SWOT»-анализ деятельности Сильные стороны: Слабые стороны: - способность администрации и расширение перечня большинства членов коллектива образовательных услуг в рамках адекватно анализировать состояние ФГОС ДО и ООП ДОУ, повышение образовательного процесса, качества образования. выдвигать предложения, - внедрение инноваций в работу проектировать новое состояние педагогов; образовательной среды. - повышение рейтинга учреждения, - сплоченность и работоспособность конкурентоспособности среди коллектива, наличие группы учреждений города; творчески работающих педагогов; - дальнейшее совершенствование - опыт участия педагогов в работы с использованием программ и различных профессиональных технологий нового поколения, в том конкурсах, олимпиадах числе ИКТ. Разработка (в том числе и результативный); инновационных программ; положительная динамика в - формирование системы работы с результатах освоения детьми одаренными детьми и детьми с ОВЗ образовательной программы через практику индивидуального и (познавательный и интегративный дополнительного образования; компонент); - современная материальнотехническая база, постоянное совершенствование за счет обновления ППРС, создание нового игрового пространства; - достаточный опыт работы с родителями (законными представителями), эффективное взаимодействие в разных видах деятельности; - переориентация на организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Использование игровых технологий, интегрированных форм работы с детьми. Возможности: - наличие педагогов, «закрепивших» за собой право использования традиционных подходов в реализации современных образовательных задач и не принимающих необходимости перемен; - отсутствие молодых специалистов, проявляющих амбиции профессионального роста; старение коллектива; - отсутствие специалистов «узкого профиля» (педагога-психолога); - объективное ухудшение здоровья вновь поступающих детей, пропуски детей по причине заболеваемости; - нежелание части родителей (до 50%) участвовать в жизни дошкольного учреждения, равнодушие родителей к результатам развития детей; недостаточное оснащение материально-технической базы. - привлечение родителей к управлению учреждением, реализация клубной системы работы с родителями; - развитие индивидуализированного образовательного процесса, создание ситуации успешности для каждого ребенка на следующем образовательном этапе. Риски: недостаточные темпы профессионально – методического роста педагогов в условиях выстраивания новой модели взаимодействия с воспитанниками на основе требований ФГОС ДО; - снижение качества реализации ФГОС ДО; - рост количество детей с речевыми недостатками, недостаточная направленность на профилактическую работу с семьями группы риска и «тревожными семьями»; - частое отсутствие детей в дошкольном учреждении по причине ослабленного здоровья затрудняет реализацию права ребенка на качественное образование; - снижение возможностей для формирования основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В целях закрепления имеющихся достижений и дальнейшего поступательного развития дошкольного учреждения появилась необходимость создания Программы развития МБДОУ детский сад № 12 на 2019-2024 г.г. 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАДОУ №12 4.1. Цель, задачи, приоритеты Стратегии государственной политики в области образования Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач: · условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; · обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; · повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; · создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; · формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; · создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях; · повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; · обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей. Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: · создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; · формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; · поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; · поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; · формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; · обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; · формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; · развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. Образовательная среда - это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет: - обучающимся - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами; - педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте; - родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг; - организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий. Среда – третий педагог. В концепциях ведущих мировых методик дошкольного развития особое внимание уделяется объемнопространственной среде, которая является третьим педагогом после семьи и воспитателя, а также средством развития детей. Итак, «третий педагог» - это физическая среда дошкольного учреждения, которая стимулирует психологическое, интеллектуальное, творческое развитие и двигательную активность ребенка. Игровое пространство - это пространство, где детям доступны игрушки и принадлежности для игр. Центр интересов – четко обозначенное игровое пространство для определенного вида игры. Обучение – процесс взаимодействия между персоналом и каждым ребенком, во время которого воспитатель предоставляет информацию и способствует детскому мышлению и обучению. Этот процесс может быть как формальным, так и неформальных, запланированным или спонтанным. Если персонал не взаимодействует с детьми, значит, он их не обучает, при этом дети могут получать знания и опыт другими способами – учиться друг у друга, в ходе исследований и экспериментов. Процесс обучения может проходить во время занятий с группой, во время игры, во время режимных моментов или при смене видов деятельности (во время переходов от одной деятельности к другой). Пока дети бодрствуют, всегда существует возможность их обучения. Доступность материалов среды для детей по времени, физическая, по уровню развития. Вовлеченность детей, педагогов и родителей в образовательный процесс. Индивидуализированное обучение предполагает ответ на разнообразие умений, потребностей и интересов детей в группе; систематическую индивидуальную работу с детьми, определение возможностей ребенка к выполнению задания или освоению понятия; поддержку и поощрение; использование подходящих стратегий, отвечающих детским потребностям и интересам; и оценку успеха ребенка в выполнении обучающего задания. В идеале это часто происходит в неформальной манере, с очень небольшим использованием директивных стратегий. 4.2. Концептуальная модель развития образовательной организации В общем смысле развитие - это "...необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов". Исходя из приведенного общего понятия, развитие МАДОУ можно определить, как процесс качественных изменений в составляющих компонентах и структуре, вследствие которых оно приобретает способность достигать новых результатов, необходимых для реализации качественно новых и более высоких целей образования. Актуальность Программы обусловлена изменениями в социальноэкономической жизни страны, изменением общественного заказа на содержание и функции образования. Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ. 3. Развитие потенциала педагогов. 4. Здоровье дошкольников. Рассмотрим актуальные проблемы, исходя из указанных приоритетных направлений: 1. Образовательный стандарт – инструмент для обновления содержания дошкольного образования. Обновлять – значит изменять, пополнять внесением нового, реформировать. Основная задача таких реформ, переформулированная в управленческую проблему – общее повышение качества. Поэтому совершенствование внутренней системы оценки качества образования – одно из направлений развития МАДОУ на несколько лет. Совершенствование внутренней системы оценки качества образования позволит обеспечить конкурентоспособность учреждения. Повысить качество образования возможно также путем предоставления широкого спектра образовательных, коррекционных и информационнопросветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы МАДОУ новых форм дошкольного образования. 2. Важность организации совместного образования детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов) обозначена в документах разных уровней. В МАДОУ созданы правовые и организационные условия для детей с особыми образовательными потребностями. Однако необходимо и дальше совершенствовать образовательное пространство в соответствии с их потребностями. Качественные изменения должны произойти при организации педагогами развивающей предметно – пространственной среды в группах, для чего администрации необходимо совершенствовать материально-технические условия. Работа в направлениях «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей – инвалидов)» и «Улучшение материально-технической базы МАДОУ» будет решать обозначенную выше проблему. Возможность эффективной организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями обеспечит обучение педагогов на курсах повышения квалификации. 3. Развитие потенциала педагогов, несомненно, является сильной стороной развития МАДОУ. Считаем необходимым совершенствовать работу в данном направлении и развитие профессионального и творческого потенциала педагогических кадров осуществлять в том числе в практикоориентированных формах (практикумы, дискуссии, тренинги и пр.). 4. Здоровье воспитанников не является только педагогической ценностью. В том, чтобы дети были здоровы, заинтересованы и их родители. Здоровье дошкольника неотделимо от его безопасности. Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников возможно только при обеспечении их безопасности на территории МАДОУ. 5. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом еѐ жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы. В целом Программа носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование ДОУ. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности. Исходными позициями при разработке Программы являются идеи, отраженные в современных научных исследованиях и нормативных правовых документах, по которым работает Учреждение. Концепция Программы Программа основывается на следующих позициях: 1. Дошкольное детство является самоценным периодом в развитии личности (ФГОС ДО). 2. Процесс дошкольного образования ребенка рассматривается нами как процесс целостного развития его личности. Такой подход предполагает не разрозненное влияния разных средств на отдельные стороны в развитии личности, а «интегрированное влияние одного средства во взаимосвязи с другими на разные стороны развития личности». 3. Дошкольное детство - это период обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка в различных видах деятельности, полноценного личностного формирования и становления, готовности его к школьному обучению (А.В. Запорожец). 4. Дошкольное образовательное учреждение является частью единого образовательного и социокультурного образовательного пространства города Ярцева. 5. Дошкольное образовательное учреждение открыто для инновационной и проектной деятельности с адекватно выявленной проблематикой, как внутри Учреждения, так и в ближайшем социуме. 6. Сконструированное содержание современной модели образовательного процесса ориентирует педагогов МАДОУ на совершенствование и обновление единой развивающей образовательной и коррекционной среды для полноценного развития и саморазвития личности ребѐнка. Все это создает условия для реализации Стандарта. Принципы построения Программы Программа строится на основе признанных в современной педагогике принципах и ценностях образования: 1. Гуманистический характер образовательного процесса; обеспечение физического и эмоционально-психологического благополучия ребенка, личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении ребѐнка. 2. Принцип доступности дошкольного образования, расширение охвата детей дошкольным образованием. 3. Принцип индивидуализации, предполагающий индивидуальный темп продвижения ребенка, учет его способностей, интересов и наклонностей. 4. Принцип дифференциации, предполагающий учѐт уровня развития детей, половой принадлежности. 5. Интеграция всех образовательных областей основной образовательной программы. 6. Принцип демократического управления МАДОУ, предполагающий поощрение самостоятельности, инициативы, творчества педагогов, стимулирование инновационной деятельности. Вместе с тем повышение ответственности МАДОУ за выполнение своих функций, соблюдение нормативных условий образовательного процесса. Принятие Программы обусловлено наличием предпосылок для перехода МАДОУ на более высокий уровень развития и функционирования. Содержание Программы развития опирается на актуальный уровень развития дошкольного учреждения, имеющихся условий и ресурсного обеспечения (научно-методическое, материально-техническое, информационное, кадровое, финансовое), потенциальные возможности коллектива и администрации, ожидания родителей и социума. Система управленческих действий, заложенных в Программу затрагивает всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей. Программа акцентирует внимание на: · совершенствовании управления; · профессиональном мастерстве педагогов; · совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды; · качестве образовательного процесса; · обеспечении гарантированных результатов развития каждого ребенка. Программа строится на понимании специфики дошкольного образования, зависимости его от социально-экономических условий страны и осуществляет три основные функции: · очерчивает стратегию развития детского сада; · выделяет приоритетные направления работы; · ориентирует всю деятельность на конечный результат. Программа развития может изменяться, опираясь на изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Миссия дошкольного учреждения: обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально организованного образовательного процесса с детьми, направленного на развитие и воспитание личности ребѐнка, и · · · · социальный заказ государства и семьи. Ценность качества образовательного процесса напрямую связана с ценностью личности каждого дошкольника. Развитие и дальнейшая деятельность МАДОУ, опираясь на Программу развития, строится на следующих основных положениях: · приоритет ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой – создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в МАДОУ выступают: образовательная программа, использование образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка в образовательном процессе, современная методическая и техническая оснащенность образовательного процесса, квалифицированный педагогический коллектив, позитивная психологическая атмосфера воспитательной работы; · доступность дошкольного образования. Под доступностью понимается соответствие содержания образования образовательным потребностям и интересам воспитанника, соответствие трудности образовательного процесса физическим возможностям ребенка, получение образования вне зависимости от внешних препятствий. Для обеспечения качества образования необходимо оптимизировать нагрузку в течение дня, недели, учебного года, рационально составить учебный план; качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе. Удовлетворение этих запросов является показателем качества дошкольного образования; привлекательность дошкольного образования. Расширение привлекательности дошкольного образования для различных субъектов общества станет возможным лишь в том случае, когда результат образовательного процесса станет гарантией успеха личности ребенка. Это предполагает: использование инновационных педагогических практик в образовательном процессе; проведение анализа рынка образовательных услуг; проведение анализа достижений дошкольного образовательного учреждения; преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов МАДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное пространство социума. компетентность (профессионально-педагогическая) – объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности, единство педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. · социализация выпускников детского сада в обществе. Успех человека в современном обществе определяется не столько объемом полученных знаний, сколько способностью применить эти знания на практике. 5. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цель программы: Создание условий для повышения качества образовательной среды, максимально обеспечивающей здоровьесбережение, развитие и саморазвитие всех участников образовательных отношений. Данная цель реализуется посредством выполнения конкретных задач: - обновление содержания и форм организации дошкольного образования в соответствии с современными требованиями в условиях реализации ФГОС ДО; - совершенствование системы здоровьесбережения средствами активного взаимодействия участников образовательных отношений; - организация инновационной деятельности в образовательном учреждении; - корректировка внутренней системы оценки качества образования с учетом региональных рекомендаций; - создание благоприятных условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и социальное благополучие каждого ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - модернизация процесса повышения квалификации педагогов, направленная на повышение уровня их профессиональной компетентности с учетом требований профессионального стандарта педагога; - совершенствование работы по взаимодействию с семьями воспитанников посредством использования нетрадиционных форм работы и привлечения к участию в образовательной деятельности; - обновление развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы дошкольного учреждения. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - конкурентоспособность МАДОУ в сфере предоставления образовательных услуг; - функционирует система по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «ребенок - педагог - родитель», положительная динамика здоровья воспитанников всех возрастных групп; - обеспечена эффективная реализация образовательной программы дошкольного образования МАДОУ, отобраны и используются методы, приемы и технологии, максимально соответствующие требованиям ФГОС ДО; - рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников; рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса; - высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта педагога, увеличение количества педагогов, имеющих 1 и высшую категорию; - откорректирована внутренняя система оценки качества образования; - организовано участие педагогического коллектива в региональных или муниципальных проектах; - получила развитие система социального партнерства, ориентированная на расширение образовательного пространства и возможностей учреждения в решении задач развития всех участников образовательных отношений; - организовано эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, поддерживается атмосфера доверия, взаимоподдержки и общности интересов с дошкольным образовательным учреждением, внедрены новые формы работы с семьей, в том числе, с использованием интернет пространства и мобильных приложений; - усовершенствована материально-техническая база, скорректирована развивающая предметно-пространственная среда и благоустроена территория МАДОУ по принципу «Среда - третий педагог»; - высокий уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, осуществлением присмотра и ухода за детьми (по результатам анкетирования); - создано единое информационное пространство, позволяющее использовать образовательные ресурсы системно и целостно; 6. ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Этапы реализации программы 1-й этап: установочный (подготовительный, сентябрь 2019 г. - январь 2020 г.) Цель: Создание стартовых условий для реализации программы развития. · Информационно аналитическая деятельность по направлениям работы МАДОУ. · Анализ актуального состояния материально-технической базы, развивающей предметно-пространственной среды, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса. · Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива. · Анализ работы с семьѐй, выявление образовательных запросов. · Разработка нормативной правовой документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития. · Создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий. 2019- 2020- 2021- 2022- 2023Ответственный 2020 2021 2022 2023 2024 Проведение качественного анализа Заведующий, материально-технической базы и Х заведующий развивающей предметнохозяйством,ст.воспитатель Мероприятия пространственной среды. Анализ профессиональных возможностей педагогического Х коллектива, выявление резерва Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения Х уровня психологической комфортности. Проведение управленческих мероприятий совместно с органами общественного управления, Х выявление направлений развития, пути достижения целей. Ст.воспитатель Ст.воспитатель Заведующий 2-й этап: деятельностно-технологический (практический, январь 2020 г.– апрель 2024 г.) Цель: обеспечение реализации Программы развития. · Улучшение оснащения и материально-технической базы МАДОУ, создание условий для реализации ФГОС ДО. · Обеспечение физического и психического развития детей, коррекции этого развития: · Совершенствование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. · Повышение качества дошкольного образования. Обновление содержания образовательного процесса, с использованием инновационных программ и современных педагогических технологий. · Совершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения ООП детьми. · Совершенствование системы работы МАДОУ с семьей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. 1. Блок «Управление ДОУ» Цель: Модернизация системы управления в учреждении в условиях реализации ФГОС ДО, обеспечение развития системы самооценки качества образования и эффективности работы в сочетании с информационной открытостью. Задачи: 1.Совершенствование процесса взаимодействия между участниками образовательного процесса, родителями и социумом через развитие социальных связей МАДОУ с социальными партнерами города, области. 2. Поддержка положительного имиджа МАДОУ. Мероприятия 2019- 2020- 2021- 2022- 2023Ответственный 2020 2021 2022 2023 2024 Подготовка нормативно-правового обеспечения деятельности ДОО Х (внесение изменений в уставные документы, разработка, изменение Х Х Х Х Заведующий локальных актов) Разработка системы материального стимулирования педагогов в Х соответствии с показателями эффективности Информатизация образовательного процесса в МДОУ: обновление и сбор актуальной базы электронных Х документов (планирование, диагностика, отчеты, портфолио педагогов и др.) Заведующий Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Поддержка системы эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами по вопросам Х оздоровления и развития детей, семейного воспитания и повышения квалификации кадров. Х Х Х Х Заведующий Активизация работы сайта 2. Блок « Повышение качества предоставляемых услуг» Цель: создание условий для соответствия качества дошкольного образования в МАДОУ требованиям ФГОС ДОдля участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования и обеспечения объективной оценки соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС. Задачи: 1. Изучение и коллективное согласование понятия, критериев и показателей качества дошкольного образования. 2. Внесение изменений в систему внутренней оценки качества образования МАДОУ. Мероприятия Обновление образовательной программы в соответствии с актуальным состоянием образовательного процесса, внедрением новых педагогических технологий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта по оценке и развитию качества на уровне ДОО Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципом «Среда третий педагог» Корректировка системы мониторинга качества образовательного процесса в МБДОУ № 12. Подготовка нормативно-правового и методикодиагностического обеспечения мониторингового исследования. 2019- 2020- 2021- 2022- 2023Ответственный 2020 2021 2022 2023 2024 Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Старший воспитатель Корректировка системы планирования Х (перспективного, календарного) Х Старший воспитатель 3. Блок «Здоровье» Цель: совершенствование системы здоровьесбережения и здоровьеформирования в МАДОУ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Задачи: 1. Создание условий для осуществления в детском саду пропаганды здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей. 2. Организация подготовки педагогических кадров по вопросам оздоровления и физического развития воспитанников. 2019- 2020- 2021- 2022- 2023Ответственный 2020 2021 2022 2023 2024 Обучающий семинар для воспитателей Старший Х Х по оздоровлению детей воспитатель Поиск и внедрение новых технологий Старший оздоровления и физического развития Х Х Х Х Х воспитатель детей Пропаганда здорового образа жизни среди детского и взрослого населения через оформление наглядной информации, работу в группах для Старший Х Х Х Х Х родителей в соцсетях и на сайте, воспитатель организацию совместных спортивных и др. мероприятий с детьми и родителями. Обучение педагогов на КПК по современным образовательным Старший Х Х технологиям здоровьесбережения и воспитатель физического развития. Разработка и реализация проектов Старший здоровьесберегающей и воспитатель, Х Х Х Х Х здоровьеформирующей инструктор по направленности. ФК Мероприятия 4.Блок профессионального роста педагогов «Кадровый потенциал» отличается от традиционных методических мероприятий и использует более практические методы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов: обучение современным технологиям социализации детей, обучающие тренинги по повышению личностных и профессиональных компетенций, мастер-классы. Цель: повышение профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников. Задачи: 1. Обеспечение постоянного карьерного роста профессиональной компетентности через стимулирование педагогов к повышению качества работы. 2. Повышение мотивации педагогов для улучшения качества образовательного процесса. Мероприятия Мониторинг профессиональной компетентности для выявления актуального уровня и определения возможных индивидуальных путей совершенствования Подбор КПК в соответствии с профессиональными потребностями каждого педагога Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации Совершенствование системы непрерывного образования для повышения профессиональной компетентности, инновационной культуры, введение инновационных форм повышения профессионального мастерства педагогов (корпоративное обучение) Обеспечение поддержки педагогов в популяризации своего опыта работы, в процедуре аттестации . Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения методических объединений, семинаров, творческих групп, научнопрактических конференций. Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием Интернет-ресурсов, созданию и общению в профессиональных сообществах, в т.ч. в сети Интернет Сопровождение участия педагогов в профессиональных конкурсах 2019- 2020- 2021- 2022- 2023Ответственный 2020 2021 2022 2023 2024 Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель, воспитатели Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель 5. Блок «Взаимодействие с родителями» Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья, развития и воспитания детей, согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей. Мероприятия 2019- 2020- 2021- 2022- 2023Ответственный 2020 2021 2022 2023 2024 Анкетирование родителей по выявлению проблем в воспитании детей; уровня удовлетворенности Х родителей работой ДОУ; организации педагогической работы с родителями. Х Х Х Х Старший воспитатель Поиск и внедрение современных форм работы с родителями, как активными участниками образовательных отношений Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы) Организация группового и индивидуального консультирования родителей всеми специалистами ДОУ в соответствии с выявленными проблемами через сеть интернет. Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала). Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт ДОУ. Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель, воспитатели Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель Х Х Х Х Х Старший воспитатель 6. Блок «Мир без опасности» Цель: Обеспечить безопасность воспитанников и сотрудников, безопасное функционирование МДОУ. Задачи: 1.Создание условий для безопасности жизнедеятельности воспитанников. 2. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. 3. Создание безопасных условий труда для сотрудников ДОО. Мероприятия 2019- 2020- 20212020 2021 2022 Проведение текущей корректировки Х Х Х документации по безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в сфере ГО ЧС, ПБ, поручений вышестоящих организаций. Антитеррористическая безопасность, гражданская безопасность, профилактика ДТП) Осмотр территории на наличии Х Х Х посторонних и подозрительных предметов, проведение проверок на предмет обнаружения бесхозных вещей и предметов в здании или в непосредственной близости от него Корректировка схемы оповещения Х Х Х сотрудников. Проведение регулярных инструктажей Х Х Х 2022- 2023- Ответственный 2023 2024 Х Х Заведующий, зам. зав. по АХЧ, Х Х Заведующий Х Х Заведующий Х Х Заведующий сотрудников, эвакуационных мероприятий. Обучение алгоритмам действий при пожаре, теракте, ЧС. Проведение обучающих мероприятий с детьми по ПДД, противопожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности. Изучение с сотрудниками нормативных документов, локальных актов, приказов, инструкций. Обеспечение контроля за исполнением данных инструкций. Проведение родительского всеобуча и проектной деятельности по направлению безопасности жизнедеятельности. Обеспечение безопасности игрового и спортивного оборудования во всех помещениях ДОО Х Х Х Х Х Старший воспитатель, воспитатели Х Х Х Х Х Заведующий Х Х Х Х Х Старший воспитатель, воспитатели Х Х Х Х Х Старший воспитатель 3-й этап: итоговый (май 2024 г.– август 2024 г.) Цели: определение эффективности проведенной работы на основе количественного и качественного анализа. Задачи: 1. Проведение анализа результатов реализации Программы развития, оценка эффективности. 2. Представление аналитических материалов на педсовете ДОУ, общем родительском собрании, размещение на сайте ДОУ; 3. Определение проблемы для разработки новой Программы развития. Реализация Программы обеспечит: Сохранение здоровья детей, обеспечение их безопасности на территории МАДОУ; Создание развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей потребностям детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; Повышение качества дошкольного образования за счет стабильного функционирования системы внутренней оценки качества образования; Сформированность устойчивых механизмов повышения профессиональной компетентности педагогов по реализуемым направлениям дополнительного образования; Увеличение количества педагогов, повысивших профессиональный уровень в области применения ИКТ; Оптимизацию сотрудничества с семьями воспитанников. Таким образом, работа коллектива МАДОУ направлена на обеспечение качества образовательного процесса посредством повышения профессионального уровня коллектива, создания условий для целостного развития личности каждого ребенка и объективной оценки результатов деятельности. 7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ 7.1. Угрозы и риски реализации Программы Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ ДОУ: конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования; конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, олимпиад, конференций и др; конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования; высокое качество и материально-техническая оснащенность образовательного процесса. В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения города, реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей. Конкурентные преимущества ДОУ определяются следующими факторами: стабильно высоким качеством образования; наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и управленческих команд в области проектирования, исследований, образовательных и организационно-управленческих инноваций; сопровождение детей специалистами ДОУ; наличием системы повышения квалификации. Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. Организационно-управленческие риски могут быть связаны: · с недостатками в управлении реализацией программой; · с неверно выбранными приоритетами развития. Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (учредители, управленческая команда ОУ, органы управления образованием района и области, научнопедагогические сообщества). Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств. Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса. Возможные пути устранения угроз и рисков: 1.Разъяснение идей Программы развития ДОУ. 2.Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров. 3.Организация мониторинга. 4. Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение. 7.2. Организация руководства и контроля в ходе реализации Программы развития Руководство и контроль в ходе реализации Программы развития осуществляется администрацией ДОУ и представителями родительской общественности. Система организации контроля выполнения Программы: · Отражение плана мероприятий контроля в годовом плане ДОУ, в тематике педагогических советов; · Публикации на сайте МАДОУ, в СМИ; · Отчет администрации перед Педагогическим советом, общим родительским собранием; · Участие в экспертизе образовательной деятельности; · Участие в муниципальных, районных семинарах, конференциях. Инструментарий проведения контроля: - результаты лицензирования; - общественная экспертиза оценки качества образования ДОУ; - статистические показатели мониторинга. Социальный эффект от реализации программы: - удовлетворение требований общенациональной системы качества образования и образовательного запроса субъектов образовательного процесса на получение качественного образовательного продукта; - повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения через создание имиджа ДОУ как детского сада комбинированного вида с предоставлением услуг по коррекции речи детей и психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ, обеспечивающего гармоничное единство и взаимосвязь между достижением необходимого уровня Государственного образовательного стандарта и сохранением здоровья дошкольников. 7.3. Финансовый план реализации Программы развития Основным источником финансирования инновационного развития ДОУ на ближайшие годы останутся бюджетные ассигнования в виде сметного финансирования и дополнительно привлечѐнные бюджетные и внебюджетные ресурсы. При этом дополнительными источниками финансирования развития ДОУ в период 2019-2024гг. станут: - инвестиции, предусмотренные в бюджете муниципалитета на 2019-2024 годы; - добровольные пожертвования; - результаты участия ДОУ в конкурсах и целевых программах, проводимых на уровне федерации, региона и муниципалитета.