Народная кукла – своими руками

11.10.2015

 

   Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

 

                           детский сад № 12 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПРОЕКТ

 

«Народная  кукла –

 

     своими руками»

 

 

 

                http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/114/344/114344052_kubyishkatravnitsa01.jpg                                     

 

 

 

                                                        Автор: Барановская Т.В.

 

                                                                  воспитатель 1 категории.

 

 

 

                       

 

                                               2015г.

 

 

 

 

 

«Кто в куклы не играл,

 

тот счастья не видал» –

 

Народная мудрость

 

 

 

Вид проекта: познавательный, творческий.

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

 

Проблематика проекта:

 

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

 

Актуальность выбранной темы:

 

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

 

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

 

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

Цели проекта:

 

- формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

 

- создание своей коллекции тряпичных кукол.

 

Задачи проекта:

 

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

 

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

 

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

 

- развивать мелкую моторику рук;

 

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

 

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

 

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

 Хочу такой сайт

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

 

Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла», Мастер-класс "Кукла-девочка" (презентация).

 

Работа с родителями:

 

- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».

 

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».

 

- «Посиделки на Покров». Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка и кукла-колокольчик) «Рукам – работа, душе – праздник!»

 

Предполагаемый результат:

 

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

 

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой.

 

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

 

- подборка иллюстраций и фотографий;

 

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

 

- мини-музей тряпичной куклы.

 

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

 

4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

 

5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

 

6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

 

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап:

 

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.

 

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

 

Основной этап:

 

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

 

2. Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».

 

3. Открытие в группе мини-музея.

 

Реализация проекта

 

Познавательно-речевая деятельность:

 

- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

 

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

 

- Просмотр презентации «Русская народная кукла».

 

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве». 

 

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

 

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

 

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 11.10.2015

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».